• am
  • ru
  • en
Версия для печати
30.08.2007

КРИПТОАРМЯНЕ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ТУРЕЦКИХ УЧЕНЫХ

   

Убийство Гранта Динка, связанные с ним события, а также начавшийся судебный процесс продолжают занимать важное место в разных сферах общественно-политической жизни Турции. К примеру, лозунг «Все мы армяне, все мы Гранты Динки» настолько ранил «национальное самосознание» турок, что его вспоминают и цитируют по любому удобному случаю и без оного, и в ответ ему в обращение подбрасывается множество «противодействующих» лозунгов. По поводу одного лишь этого лозунга написано множество статей, многие политические деятели, высокопоставленные должностные лица обращались к нему и давали свои комментарии в основном отвергающего характера.

Бурные отклики, звучащие в разных слоях турецкого общества против этого лозунга, настолько бросаются в глаза, что журналист газеты «Миллиет» Эдже Темелкуран в своей статье под заголовком «Пришло время раскрывать: тайная армянская организация HHD», имея в виду церемонию похорон Динка, звучавшие на ней высказывания и появившиеся после этого экстремистские комментарии, с сарказмом замечает, что многие, обеспокоившись лозунгом «Все мы армяне, все мы Гранты Динки», полагают, что это дело рук новосозданной армянской структуры. «Структура имеет 100.000 активных членов и порядка 200.000 сочувствующих. Она была создана всего за один день, и ее целью является расчленение Турции, предание забвению турецкой идентичности, мусульманской веры», – пишет автор статьи и, иронизируя, замечает, что пришла уже пора громко заявить об этом тайном явлении: «Название этой армянской структуры – HHD, т.е. «Hepimiz Hrant Dinkiz» (аббревиатура выражения «Все мы Гранты Динки»)». Эта статья с примесью сарказма и иронии показывает, что даже более или менее прогрессивные или считающиеся таковыми люди и силы в Турции замечают экстремистский, однако вполне соответствующий турецкой действительности отклик, порожденный известным лозунгом.

Убийство Динка и многотысячную церемонию похорон некоторые связали еще и с криптоармянами, проживающими в Турции, отмечая, что в какой-то мере эти события имели для них переломное значение. Сегодня это мнение находит все большее распространение: убийство Динка и церемонию похорон уже многие считают знаком пробуждения криптоармян1. В разных аналитических статьях звучит мнение, что в государственной системе, как и в частном секторе, криптоармяне также составляют большое число. Например, бывший директор «Музея истории революции», доктор, профессор Хасан Кйони высказывает следующее мнение: «Те армянские дети, члены семей которых умерли до того, как их сослали, отдавались туркам: часть из них становилась мусульманами, некоторых женили, другая часть полностью ассимилировалась, и их число сокращалось, однако в наши дни, несомненно, криптоармяне существуют, и их немало. Есть у нас и сменившие веру граждане с армянскими корнями, и в государстве они достигли важных постов».

Тезис, согласно которому смерть Динка представляется пробуждением криптоармян, особенно активно защищается заведующим кафедрой истории турецкого университета Иненю, профессором Салимом Джойдже, который одним из первых заявил, что «для криптоармян убийство Динка стало явлением». Этот историк, который примерно 25 лет занимается еще и армянской проблематикой, в недавнем интервью турецкому журналу «Барем», продолжая тему криптоармян, подробно раскрывает свои мысли, высказанные в прошлом интервью, и озвучивает новые. Ниже приводим упомянутое интервью в переводе и с некоторыми сокращениями.

«ДО 2015 ГОДА В ТУРЦИИ НАЧНЕТСЯ АРМЯНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ»

- В каком плане вы считаете убийство Динка явлением для криптоармян?

- Известно, что процесс членства Турции в Евросоюзе воодушевил и активизировал национальные меньшинства в нашей стране, и в этом плане очень естественны усилия, открыто предпринимаемые нашими армянскими гражданами в некоторых вопросах. К последним можно причислить требование вновь открыть церкви, ряд заявлений, направленных в суды, все усиливающиеся требования, связанные с бывшими имениями, и т.д. Однако примечательно, что в течение последних 8-10 лет работы, проводимые с нашими гражданами армянского происхождения и принявшими ислам в начале 20 века, получили поразительный размах. Подобное развитие не могло появиться просто так, и ясно, что в его основе лежит ряд расчетов, нацеленных на будущее. До середины 1980-х годов большинство армян (в основном – из Диаспоры) свои цели сведения счетов с турками, отмщения им, и, в итоге, возрождения «райской Армении», заинтересованность в этих территориях хотели осуществить посредством следующего романтического подхода: воссоздать действенное армянское присутствие, особенно в восточной Анатолии, превратив ее в опорный пункт для претворения отмеченных целей. Иначе говоря, следуя примеру Израиля, создать новую родину с помощью населения, привозимого извне с определенными временными интервалами.

Однако эта идея стала неосуществимой, когда они столкнулись с невозможностью удержать население Армении на своем месте. В наши дни, воспользовавшись возможностями, предоставляемыми определенно изменившимися условиями, они продвигаются по иному пути. Потому в недавнем прошлом начались работы по формированию нового местного армянского населения, на этот раз опирающиеся на этническое происхождение. Очевидно, что в этом вопросе они достигли достаточного успеха. Так, довольно многие граждане с именами Али, Ахмет, Мехмет, Хасан, Хусейн, скрывающие до убийства Динка свою национальную идентичность, через очень короткий промежуток времени после убийства проявили себя, в основном в Стамбуле и некоторых городах, как сознательное целое и прекрасно понимали, что нужно делать.

Конечно, отдельным вопросом, требующим изучения, является вопрос: имел ли определяющее воздействие на все это убитый Грант Динк и, как минимум, его ближайшее окружение? Кстати, сам Динк и в комментариях, данных им разным журналам, и в одном своем выступлении в Армении утверждал, что в Турции есть исламизированные армяне, и даже подчеркивал, что их число достигает 500.000 (я также склонен предположить такое число). Столь стремительное появление криптоармян с внезапно пробудившимся инстинктом, их почти что воскрешение, полагаю, является откровением и неким важным началом с точки зрения далеко идущих планов. Когда внимательно изучаешь церемонию похорон, прошедших в Стамбуле, и акции, осуществленные в некоторых губерниях, это обстоятельство становится очевидным. Угрозы, связанные с проблемой криптоармян, усилились еще и в связи с приближением 2015-го года – столетия со времени принятия решения о ссылке и выселении. Разъясню подробнее: до 2015г. армяне, особенно в Диаспоре, сделают все возможное для принятия ряда политических решений против Турции в парламентах многих стран. Как минимум на сегодня эти решения никому не приносят пользы. Однако картина, проявляющаяся в результате распространения законопроектов о Геноциде, возымеет провоцирующее воздействие среди людей, и ныне действующих запланированно и жаждущих мести. Даже подумать страшно о подобном возможном воздействии. В то же время это может подготовить почву для того, чтобы даже маленькая провокация превратилась в страшную вооруженную волну. Задумайтесь на минуту: действия какого-либо армянина, предпринявшего вооруженное нападение, во многих странах не будут рассматривать как терроризм, т.к. наличествуют законопроекты о Геноциде, принятые парламентами. Кроме того, в общественном мнении этих стран до этого уже будет укоренена мысль о том, что армяне являются «жертвой геноцида». Вооруженные выступления армян будут рассматриваться как «самооборона, защита собственных прав или национально-освободительное движение». Поэтому я считаю, что в будущем, вероятно, начиная с 2013-14гг., особенно со стороны криптоармян, Турция подвергнется открытому или скрытому нападению, которое будет весьма отличаться от событий начала прошлого века.

- Как по-Вашему, имело ли значение время, выбранное для убийства Динка?

- Для многих это время было очень удобным. В этом контексте считаю необходимым, прежде всего, подчеркнуть одно обстоятельство: я не верю, что в нашей стране может произойти какое-либо случайное событие, включая убийство Динка. Так что в Турции все происходит в запланированном, предрешенном и определенном порядке, и без ведома некоторых, обычно даже листик на ветке не поколеблется. Кроме того, развития, имевшие место после убийства, показывают, что политическая основа 100-летия по большому счету уже формируется. Некоторые интеллигенты, писатели-художники, хотя их и мало, тем не менее, открыто заявили, что испытывают чувство стыда за то, что они турки. Многие из народа, кто раньше говорил, что «в этих краях армяне уничтожили моих родственников, сограждан, а в других местах наша сила преобладала, и мы сделали то-то и т.п.», сейчас уже стали говорить: «мы уничтожали армян». Турецкому обществу упорно пытаются навязать чувство вины. А настоящих турецких националистов, обладающих большими возможностями для выступления против этого и выступающих на самом деле, каким-то образом связывают с убийством и, превращая их в мишени, пытаются лишить их рычагов влияния. Таким образом, преследуется цель открыть зеленую дорогу для действий армян в будущем как внутри страны, так и вне ее, создать некую, переходящую границы разумного, атмосферу терпимости, доброжелательства и непротивления. Обвинения в адрес турецких националистов, будь они связаны со многими событиями или нет, до сих пор не дали желаемого результата. Однако шумиха, поднятая по поводу убийства Динка, очень важна с точки зрения стимулирования деятельности армян, проживающих в Турции и скрывающих доселе свое истинное происхождение, а также для создания «некой удобной атмосферы» для планируемых вооруженных выступлений.

- Существуют ли официальные данные, связанные с криптоармянами и их деятельностью?

- Не знаю, однако необходимо, чтобы были. Известно, что особенно в период ссылки и выселения примерно 100.000 армян, подданных империи, приняли ислам. Известно также, что часть из них позже вернулась к прежней религии. Кроме этого, также существует значительное число людей, которые заявляют, что являются мусульманами, однако на самом деле придерживаются христианских григорианских обычаев. Хотя известно, что в своем кругу они обращаются друг к другу, используя армянские имена, однако особое внимание они обращают на использование турецких имен вне своей среды и в официальных документах. Согласно моим наблюдениям, особенно во времена последних экономических затруднений, некоторым семьям криптоармян оказывалась значительная помощь из неизвестного мне источника. Все эти действия осуществляются и с помощью стамбульских армян. Например, один гражданин, будучи врачом, не работает по специальности, преданно занимается этим делом (помощью криптоармянам – Р.М.). Каждый месяц на 15 дней он приезжает в Малатию, по отдельности посещает определенных людей. Постоянно встречается с ними, помогает им решать их проблемы. Здесь привлекает внимание то, что люди, с которыми он встречается, начинают процветать.

- Есть ли сведения о численности криптоармян?

- Говоря о численности криптоармян в Турции, необходимо обратить внимание и на факты усыновления. Из детей, оставленных соседям или близким людям по желанию самих ссыльных, или же детей, каким-то образом отлученных от их семьи на этапах ссылки и взятых на попечение ответственными лицами или добросердечными людьми при их посредничестве, сформировалась большая группа усыновленных детей, из которых в дальнейшем мало кто сочетался браком с соотечественниками. Большинство создали семьи с турками или курдами, и население, сформированное таким образом, полагаю, ныне составляет примерно 200.000 человек. Однако, т.к. сегодня в Турции для некоторой части общества понятие «турок» стало не столь значимым, то некоторые из них, по сути, находятся в поисках своей идентичности. Например, в настоящее время отмечено, что среди людей, у которых только мать является армянкой, осознание армянской идентичности приоритетно. Кроме того, я полагаю, что численность тех, кто принял ислам искренне или чтобы спастись от ссылки, составляет примерно 400.000 человек. Криптоармяне составляют 40% от их числа и 200.000 усыновленных.

- Достаточно ли этой численности для осуществления в Турции террористической деятельности?

- Я думаю, что вооруженное движение армян начнется с городов. Для осуществления определенных действий, особенно в каком-либо восточном или юго-восточном анатолийском городе, вполне достаточна община в 10-12 тысяч человек. По сути, в городах региона такое количество криптоармян имеется.

- Можно ли связать запланированное армянами партизанское движение с террористической организацией PKK?

- Партизанское движение содержит три этапа: подготовка и создание политической поддержки, вооруженные выступления и достижение результата путем политизации вопроса. Ясно, что в настоящее время подходит к завершению этап подготовки политической почвы. PKK занялась этим еще до 1980г., а позднее настал этап терроризма. Я думаю, что армяне в этом вопросе приобрели достаточный опыт. Ведь известен факт, что значительное число армян проникли в прошлом в левацкие организации и даже на каком-то этапе формировали руководящий состав этих организаций. Что касается взаимоотношений армян и PKK, то тесное сотрудничество этих групп очевидно. Во время последних похорон эти реалии дали о себе знать.

- Связаны ли армяне с другими террористическими организациями?

- Параллельно с PKK армяне заняли довольно влиятельные позиции и в рядах DHKP-C (Фронт партии революционного народного освобождения), и в рядах TIKKO (Армия рабоче-крестьянского освобождения Турции). Когда мы рассматриваем упомянутые левацкие организации, особенно их руководящий состав, то сразу же привлекает внимание активность их членов с армянским происхождением. Здесь необходимо также обратить внимание на тех, кто действует в этих организациях под прикрытием другой идентичности. Например, Динк говорил, что курды-алеви усыновили многих спасенных ими армянских детей. Один из бывших депутатов Эрзерума выявил, что большая группа армян, приняв курдскую идентичность, присоединилась к их аширетам (родам), и этот факт подтверждается историческими документами. Параллельно с этим жена Гранта Динка – Ракель, также является особой, которая прежде приняла курдскую идентичность, а потом вернулась к своей истинной. Известно также, что в восточной Анатолии и сегодня существует большое количество армян, скрывающихся под курдской идентичностью и играющих активную роль в вооруженных выступлениях ряда организаций.

- В чем цель всех этих планов, связанных со 100-летием?

- Цель ясна: отомстить за решение о ссылке и выселении (Геноциде – по их определению) и создать «райскую Армению».

- А какие превентивные шаги должна предпринять Турция против возможного в будущем армянского терроризма?

- Например, мы можем начать дело со сбора сведений о численности наших армянских граждан, получивших образование в Австралии, Канаде, Франции, США, и об их деятельности за границей. Если когда-нибудь они вернутся в Турцию, то важно знать, какое образование они получили и как намерены применить полученные знания? Известно, что армянские комитетчики и раньше получали образование за границей и возвращались в Турцию.

- Есть ли города, которые армяне считают важными с точки зрения их планов о вооруженном нападении?

- Конечно, есть: с этой точки зрения очень важны Малатия, Эрзерум, Себастия. Это города ключевого значения. Мараш также очень важен. Переломные исторические события всегда происходили в этих районах, и впредь будет также. Удержать эти территории очень сложно.

Перевел с турецкого
Рубен Мелконян

1Постепенно тема «криптоармян» в Турции вызывает все более широкое обсуждение и становится почти навязчивой, и даже высокий процент голосов, полученных от Турции певцами, представляющими Армению на Евровидении, многие связывают с криптоармянами, утверждая, что именно они проголосовали за своих соотечественников. Здесь нелишне отметить, что телеоператоры Турции даже изучали, откуда именно пришли эти sms-сообщения.


Возврат к списку