• am
  • ru
  • en
Версия для печати
21.10.2025

АЛЕКСАНДР ДЕЛЬ ВАЛЛЬ: УКРАИНА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ЛОВУШКУ КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЭСКАЛАЦИИ

   

VA: "мирный план" Трампа чреват новым обострением конфликта на Украине


Отказываясь дать однозначный ответ на просьбу Киева о поставках "Томагавков", Трамп пытается надавить на Россию, чтобы вынудить ее принять предложенный им план прекращения конфликта, пишет Valeurs actuelles. Однако этот сценарий скрывает опасные подводные камни.

Россия, Украина и Соединенные Штаты находятся в центре нового стратегического треугольника. В основе этого уравнения — американские крылатые ракеты "Томагавк", олицетворяющие противоречие между политическими сигналами и реальными оперативными возможностями. Требуя поставить их Украине, Зеленский хотел втянуть США в более прямое прокси противостояние, склонен считать наш обозреватель Александр дель Валль.

За последние несколько дней два события поставили с ног на голову весь стратегический ландшафт конфликта на Украине. 16 октября двухчасовой телефонный разговор Дональда Трампа и Владимира Путина способствовал возобновлению двустороннего канала коммуникации между Москвой и Вашингтоном. На следующий день Владимир Зеленский встретился с Трампом в Белом доме, куда украинский лидер прибыл с официальным визитом, нацеленным на усиление боевых возможностей Украины, в том числе – [на получение обещания о] поставке Киеву крылатых ракет "Томагавк".

Тем не менее, хотя Киев надеялся на решающий импульс, президент США решил заморозить этот вариант до личной встречи с Владимиром Путиным, которая должна состояться в течение двух предстоящих недель в Будапеште. Виктор Орбан, предоставляющий площадку для будущего саммита, напомнил, что "сегодня Венгрия является единственной европейской страной, способной организовать такую встречу", взяв на себя роль посредника между Востоком и Западом.

Стратегический реализм: конкретные ограничения в передаче "Томагавков"

Центральное место в этом уравнении занимает американская крылатая ракета "Томагавк". Это дозвуковое, дальностью действия до 2500 км и предназначенное для запуска с военно-морских платформ (подводных лодок или эсминцев) оружие стало бы для Украины долгожданным "фактором, способным изменить динамику конфликта". Последние несколько недель Владимир Зеленский просит поставить эти ракеты Киеву, чтобы вести огонь вглубь российской территории, нацеливаться на логистические узлы, наносить удары по нефтеперерабатывающим заводам и даже, что символично, угрожать крупным российским городам, например, Санкт-Петербургу или Москве.

Но этот запрос украинцев сталкивается с препятствиями военного, логистического и политического характера, которые Трамп не может проигнорировать. Решение США пока поставлено на паузу и зависит от соблюдения нескольких условий: исхода переговоров Трампа и Путина в Будапеште, встречного военного или политического предложения русских, а также косвенного подтверждения со стороны Пентагона.

Несмотря на заявления о поддержке Киева, администрация Трампа придерживается логики "офшорного балансирования": косвенно давить на Россию, перекладывая издержки и риски на европейцев и НАТО. Дональд Трамп старается не раздражать неоконсервативное и интервенционистски настроенное крыло сената, но при этом все-таки отказывается инициировать спираль прямой конфронтации с Россией. В любом случае, даже если бы Киев получил "Томагавки", у Украины нет ни эсминцев, ни подводных лодок, пригодных для их запуска.

Передача ракет без пусковых площадок означала бы, что их невозможно использовать без поддержки США, то есть ударов, осуществляемых американскими ВМС по обозначенным Киевом целям. Это равносильно прямому участию в конфликте. "Томагавки", несмотря на свои сильные стороны, уязвимы перед лицом российских систем обороны С-400, "Панцирь" и средств радиоэлектронной борьбы. За счет дозвуковой скорости и предсказуемой траектории ракету можно относительно легко обнаружить.

Так что оперативный успех будет зависеть как от степени концентрации российских систем обороны, так и от тактической внезапности. Наконец, Москва предостерегает от путаницы между обычными модификациями "Томагавка" и теми, которые способны нести ядерное оружие. И она уже указала, что такая поставка будет интерпретирована как пересечение красной линии, что, в свою очередь, сделает возможной массированную ответную реакцию в отношении Украины или даже против западных интересов.

Возможные сценарии: между контролируемой эскалацией и дипломатической заморозкой

Если переговоры в Будапеште провалятся, Вашингтон может разрешить ограниченную поставку (несколько десятков) "Томагавков" без пусковых установок: жест скорее символический, а не стратегический, призванный успокоить Киев и сдержать Москву. Однако его эффективность была бы незначительной, потери – предсказуемыми, а ответные меры России – жесткими, особенно в отношении объектов украинской энергетической инфраструктуры.

В случае достижения компромисса на переговорах в Будапеште можно было бы обменять локальное прекращение огня или замораживание линии фронта на обязательства со стороны Запада: отказ от размещения стратегических ракет, гарантии ненападения, фактически нейтральный статус Украины. Зеленский счел бы уступки со стороны России в этом сценарии недостаточными.

При этом сценарии Москва выиграла бы драгоценное время, чтобы укрепить свои позиции на подконтрольных ей территориях. В более радикальном маловероятном сценарии, к которому склоняется Киев, Вашингтон мог бы предоставить "Томагавки" и содействие американских специалистов – с запусками с американских эсминцев из акватории Средиземного или Черного морей. Это позволило бы Украине получить выигрыш за счет мощных точных ударов, которые значительно ослабили бы российскую логистику.

Но в этом сценарии прямое участие США поставило бы Вашингтон перед угрозой прямой межгосударственной или даже ядерной конфронтации. Поэтому наиболее вероятный сценарий – стратегическая неподвижность: Вашингтон выжидает, делает ставку на канал коммуникации Трамп – Путин, отказывается поставлять слишком значимое вооружение. Силы Киева истощаются, Москвы – укрепляются, а НАТО теряет авторитет.

Конфликт затягивается, зима 2025-2026 годов обещает быть ужасной для Украины, чья энергетика и без того ослаблена. Напомним, что каждый раз, когда западные СМИ и Киев хвастаются украинскими атаками (которые проводятся с помощью западных средств наведения и спутников) на нефтеперерабатывающие заводы в России, российские военные наносят в три раза больше ударов по энергетическим объектам Украины, что предвещает Киеву кошмарную зиму.

Тем временем российские НПЗ быстро ремонтируют, к тому же случаев полного разрушения нет, и все это не мешает Москве продавать нефть в Индию, Турцию и Китай.

Разочарованная Европа, прагматичный Трамп

Встреча Трампа и Путина в Будапеште воспринимается в европейских столицах как предательство воинственной позиции НАТО. Главы стран Прибалтики и Польши хотели, чтобы Вашингтон полностью придерживался логики наступательного сдерживания. Но Трамп оставляет за собой право пожинать дипломатические плоды деэскалации, поддерживая "удаленное балансирование".

С этого момента Европа становится стратегическим дурачком из комедии: берет на себя финансирование, прием беженцев, санкции в отношении энергетического сектора, которые повышают стоимость закупок углеводородов для нее. При этом континент остается вне большой игры между Вашингтоном и Москвой. Для американцев саммит в Будапеште – это испытание: если Путин выступит с каким-либо предложением об урегулировании, Трамп воспользуется этой возможностью, чтобы сказать, что он снизил напряженность.

В противном случае он оставит за собой право ужесточить тон. С точки зрения российской стороны встреча – как и саммит в Анкоридже, – послужит напоминанием, что Россия не изолирована и может говорить на равных с ведущей мировой державой. Наконец, для украинцев эта встреча является горьким признанием: Украина стала просто предметом спора, а не действующим лицом.

Вывод: "Томагавк" символизирует неопределенность мирового порядка. Эти ракеты олицетворяют противоречие между политическим сигналом и реальными оперативными возможностями. Зеленский, требуя их поставок, хотел втянуть США в более прямое прокси противостояние.

Но Трамп играет на контрастах: избегает столкновения, максимизирует параметры сделки и давит как на Москву, так и на Киев, и на Брюссель. Все готово для нового дипломатического акта этого представления, которое развернется в Будапеште. Америка берет на себя роль одновременно и полицейского, и торговца, в то время как Украина борется за выживание, а европейские дурачки взваливают на себя реальные риски и платят по счетам…

Александр дель Валль
inosmi.ru


Возврат к списку