• am
  • ru
  • en
Версия для печати
26.10.2025

ЖЕЛАНИЕ УГОЖДАТЬ ВРАГАМ, А ДРУЗЕЙ – ТЕРЯТЬ

   

27 августа во время интервью с одним из самых популярных американских подкастеров Патриком Бет-Дэвидом премьер Израиля Нетаньяху, признав геноцид армян, сказал: «Я думаю, мы сделали это. Думаю, кнессет принял соответствующую резолюцию». На вопрос, почему ни один израильский премьер никогда не признавал геноцид в Османской империи, Нетаньяху ответил: «Я только что признал. Вот, пожалуйста».

Но израильский парламент – кнессет – не принимал подобного закона, и в вопросе непризнания им геноцида работают два обстоятельства. Первое – это Анкара, ключевой торговый партнер Израиля, с которым он находится по одну сторону баррикад, второе – это как бы нарушается монополия на холокост, от которого Израиль, нехорошо это говорить, имеет определенные дивиденды.

В 2011-м тогдашний министр иностранных дел Шимон Перес назвал признание геноцида «армянскими претензиями», заявив, что это попытка сравнить произошедшее с холокостом.

В отношениях Турции и Израиля были сложности, которые носили характер декоративных, как бы люди не подумали, что Турция и Израиль – это одно и то же. Но сегодняшние сложности как бы реальны. Израиль и Турция схлестнулись на территории Сирии, не поделив как оккупированные зоны, так и зоны влияния. С сектором Газа тоже некоторые проблемы. Решительные заявления Эрдогана не в счет, но и ХАМАС, и сам Эрдоган принадлежат к одним и тем же «братьям-мусульманам» (террористическая организация запрещена в РФ). И есть достаточно квалифицированное мнение, что террористов ХАМАС готовили на территории как Турции, так и на подконтрольных Турции территориях Сирии. Не исключено, что признания Нетаньяху связаны с реальным, а не декоративным обострением отношений с Турцией. И если это произойдет на уровне кнессета, то сузит для Пашиняна, пытающегося стереть из народной памяти геноцид, круг его сторонников в этом вопросе. И несмотря на то, что за непризнание геноцида у нас Уголовным кодексом предусмотрено наказание, Пашинян в своих выступлениях меняет формулировки. То геноцида в общем-то не было и потому он «так называемый», то он не является приоритетом нашей внешней политики, в зависимости от конъюнктуры, и лучше всего о нем забыть, переведя на уровень семейных переживаний, «во имя мира и процветания«. И вообще, признание геноцида странами нам ничего не дало, а признание Нетаньяху он назвал «случайностью».

Опять о морали, теперь уже у нас. Пашинян заявил, что борьбу с Церковью он продолжит. Я уже писал, что никаких инструментов воздействия на Церковь нет, по Конституции она отделена от государства и действует согласно своим канонам. Но Пашиняна, недавно отжавшего у Самвела Карапетяна электрические сети, несмотря на решение Стокгольм-

ского суда о незаконности этой акции, закон остановить не может, и он, надо полагать, будет продолжать попытки подмять Церковь под себя любимого. Пока он сделал наезд на сокровищницу Церкви, правда, без грабежа, теперь он накачивает себя правом решать судьбу Церкви, провозгласив себя верным ее чадом. Правда, не удосужившись при этом как-то легализовать свой брак с Анной Акопян ни по церковному, ни по гражданскому обряду, оставив ее в статусе сожительницы, а четырех детей – незаконнорожденными, продолжая свою греховную связь. В церковных терминах – блуд. Ни в каких церковных обрядах замечен не был, ни в одном церковном приходе не состоит. Но прочитал несколько абзацев из Библии, что, в его представлении, делает его равным помазаннику Божьему Католикосу. Не исключено, что он живет прошлым, когда вступал в Ереван из Гюмри с посохом Моисея и несколько граждан с не совсем адекватными выражениями лиц заявляли, что Пашинян для них – это Бог. Что-то вроде бога Кузи – сектантского лидера, сакрализованного паствой.

Но сказать, что все происходящее связано именно с Пашиняном, решившим придать себе сакральности, было бы не совсем верно. Даже несмотря на недавнее его заявление «правительство – это я», говорящее о взлетевшей в небеса самооценке и подражании «королю-солнце» Людовику XIV. Армянская Апостольская Церковь с давних пор была мишенью Ватикана как одна из опор православного мира, относящаяся к группе Древневосточных православных церквей. И тем более мишенью для Турции и Азербайджана под водительством Британии как составляющая духовную опору армянства. Крайнее недовольство выступлением Католикоса в Швейцарии, о чем я уже писал, было передано Пашиняну турецким лоббистом Самсоном Озараратом через его сожительницу Анну Акопян – это актуальный канал связи. Она и выразила первой свое недовольство Церковью. И если первый коммуникатор с Турцией – Анна Акопян, то действует она отнюдь не в одиночестве. Компанию ей составляют министр индел Арарат Мирзоян, зампред НС Рубен Рубинян, и только четвертым номером в этом списке идет Пашинян.

Турецкий лоббизм Озарарата восходит к 90-м, когда он занимался урегулированием армяно-турецких отношений. Турция, согласно обыкновению, в своих требованиях к Армении зашла слишком далеко, и переговорный процесс сорвался. Сегодня его пытаются реанимировать, и если следовать турецкой традиции, то еще больше задрав планку требований. Любое желание договориться Турция воспринимает как слабость, и если вы хотите договориться о мире – она настаивает на капитуляции. Это почему-то считается изощренностью турецкой политики, закаленной в горниле Османской империи, хотя ничего изощренного здесь нет. Даете ей палец, она откусывает руку, а вам остается восторгаться ее политической изощренностью.

Власть пытается превратить Церковь в секту, для начала изменив систему выборов, сделав их секулярными и снизив их статус до гражданских, контролем над которыми власть обладает. И вообще, революции не могут не отвергать религию. Идет слом ценностей, и религия исключения не составляет. Русская революция, или Октябрьский переворот, как его называли в раннесоветские времена, громила Церковь как могла. Джин Шарп, автор «198 методов ненасильственных действий», тяготел к Троцкому, явному безбожнику. Что пытается сделать «цветная революция» в первую очередь? Гей-парады, стереть разницу между полами, т.е. сотворить Содом и Гоморру. Не исключено, что накопленное неприятие грузинами навязанных ценностей привело их к смене курса. У нас попытки устроить гей-парады тоже провалились, но не как в Грузии, с шумом и драками, а в зародыше. Т.е. проект «бархатной революции» сработал с пробелами, и теперь нужно убрать главный очаг сопротивления – Церковь. Что же касается какой-либо связи «цветных революций» с демократией, то все «цветные революции» доказывают, что это полная лажа. «Цветные революции» – это смерти и разрушения. А о Церкви скажу максимой Александра Невского: кто с мечом на нее пойдет, от меча и погибнет.

Вернемся к светской жизни, в частности, к заявлению Пашиняна, что армия – это последний инструмент в деле безопасности страны. О первом и прочих инструментах – ни слова. Это в стране, живущей под угрозой турецко-азербайджанского нашествия. Мирный договор с Азербайджаном, к которому так стремится Пашинян, заключают воюющие страны. А с Турцией мы находимся в условиях необъявленной войны с 1993 года, когда Турция применила к нам элемент войны – блокаду. А третья турецкая полевая армия готовилась к вторжению, и только жесткие заявления России спасли нас от геноцида – того, чем обычно занимаются турки на завоеванных территориях. И вдруг лидер страны заявляет, что армия отогнана на последнее место в деле обороны страны. Т.е. какие-либо ресурсы армии будут предоставляться в последнюю очередь. В Азербайджане наоборот, он интенсивно вооружается и маневрами готовится к войне. По российским источникам, мобилизует 50.000 боевиков из Пакистана. Видимо, армия в бытовом воображении Пашиняна несет опасность для личной власти. О сокращении расходов на его колоссальную охрану речи нет, видимо, он надеется, что его охрана защитит его при самом неблагоприятном развитии событий.

Россия в предвидении негатива проводит в Каспийском море военные учения, демонстрируя, что легко овладеть каспийскими ресурсами Западу не удастся, обстановка напряжена, и возможные военные акции затронут и Армению. Но тут Ален Симонян, спикер НС, заявляет, что мы уже живем в мире и войны не будет. Понятно, что приказ на войну в регионе должен быть спущен из Британии или США, надо полагать, что ему обещали этих приказов не давать. И отсюда вопрос: почему на фоне милитаризации Азербайджана разгоняется миф о мире, а армия отгоняется в арьергард обороны страны? Увы, с единственной целью – деморализовать страну. Чтобы любая азеро-турецкая агрессия воспринималась как неожиданность, к которой народ не готов.

«Мост Трампа», о котором достигнуто соглашение в Вашингтоне, никак не уменьшает эту опасность. Заметим, что коммерческого смысла «Мост Трампа» не имеет, это геополитический проект, и учитывая, что бельмо на глазу у Трампа не столько Россия, сколько Иран, то в первую очередь он направлен против Ирана. Тут, кстати, и 50.000 пакистанцев тоже могут понадобиться. И если Азербайджан устроит здесь провокацию, то Россия может повести себя крайне жестко. Несмотря на то, что до истории с азербайджанским самолетом отношения России и Азербайджана были зашкально дружественными. Наверное, в России казалось, что после депортации арцахцев в присутствии российских миротворцев Алиев должен был навсегда застыть в позе почтительности по отношению к северному соседу. Но нет, что для многих в России явилось неожиданностью. К тому же оказалось, что деньги Азербайджан зарабатывает не только за счет нефти, но и за счет России, за счет как минимум колоссального оборота денег на рынках и торговых площадках, принадлежащих азербайджанцам. Только по официальным каналам из России в Азербайджан ежегодно переводилось от 6 до 8 млрд долл. Почему Россия так легко отдала рыночную составляющую своей продовольственной безопасности Азербайджану, не совсем понятно.

И вдруг такой сюрприз. Вместо того чтобы и дальше зарабатывать на России, Алиев становится в позу. Заявляет о себе как части Туранского проекта, угрожающего безопасности России, объявляет советскую часть своей истории оккупацией, хотя возник Азербайджан как государство именно при советской власти, когда Азербайджан был освобожден от турецких войск. А папаша Гейдар сперва возглавлял КГБ, а потом страну. Т.е. был как минимум коллаборационистом. Впрочем, конкуренция с отцом за место на азербайджанском олимпе у Ильхама Алиева чем дальше, тем острее. Он уже в рамках своей программы призывает Украину всячески бороться с российской оккупацией. В Азербайджане разгоняется информационная волна, что и Дагестан принадлежит Азербайджану, а не России, что грозит Дагестану терактами. И т.д. Сегодня Алиев либо превращается во врага России, либо задирает ставки. И тут мнения относительно будущего азербайджано-российских отношений разнятся. Часть аналитиков полагает, что Азербайджан, ведомый Британией, все равно вернется на поле этих отношений в белом фраке, другие полагают, что образовавшаяся трещина не зарастет. Удары по азербайджанским НПЗ на Украине, военные маневры в Каспийском море, переход от всепрощения по отношению к азербайджанской диаспоре к наказаниям за преступления демонстрируют серьезность намерений России. Сегодня можно констатировать, что криминальный бизнес Азербайджана в России пошатнулся, и многие капитаны этого бизнеса, лишившись кормушек, вынуждены вернуться на родину. Вряд ли их устраивает лишение кормовой базы, и это может поднять волну нестабильности в Азербайджане с его клановым управлением.

Вообще, ощущение, что и в Азербайджане произошла «цветная революция», сменились геополитические векторы, а главарю революции снесло крышу. Что характерно для подобных революций – старомодность. Мир вокруг меняется, а у них действуют прежние инструкции. Т.е. революционное творчество неизбежно заменяется бюрократией, а главари после эйфории от обретения власти теряют адекватность. И если бы сегодня в Армении была патриотичная власть, то трудно представить, какие бы перед нами открылись перспективы! Но, увы! Сценарий прописан: агрессия по отношению к собственному народу, желание угождать врагам, а друзей в лице России – терять.

Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван
noev-kovcheg.ru


Возврат к списку