• am
  • ru
  • en
Версия для печати
08.12.2025

АЛЕКСАНДР АНАНЬЕВ: ОДКБ ПРЕДУПРЕДИЛА АРМЕНИЮ О ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ВОЙНЕ В 2020 ГОДУ, НО АРМЯНСКАЯ СТОРОНА ПРОИГНОРИРОВАЛА

   

В беседе с Ареном Вардапетяном старший советник МИД РФ в отставке Александр Ананьев ответил на злободневные вопросы, касающиеся российско-армянских отношений.

– В сентябре 2020 г. Азербайджан напал на Карабах. Для многих армян было шоком, что Россия не поддержала своего союзника. Затем 6 октября 2022 г. Пашинян в компании с Шарлем Мишелем и Макроном признает Нагорный Карабах территорией Азербайджана. В сентябре 2023 г. Баку нападает на Арцах, азербайджанцы убивают российских миротворцев, сбивают вертолет – и все безнаказанно. Шарль Мишель и Макрон далеко, и им на многое наплевать. Но Россия не знала, что за сдачей Арцаха последует геноцид, от которого население бежало? Неужели так велика была политическая мощь Алиева и Пашиняна, что Россия так легко пошла на репутационные потери, фактически признав, что она не является защитницей Арцаха и Армении?

– Вы говорите, что Россия не является защитницей, тем самым перекладывая вину за внешнеполитический инфантилизм Пашиняна на Россию, мол, что же не уберегла от поражения в войне и потери Карабаха? Мне это напомнило притчу о набожном христианине, который отказывается от нескольких попыток спасения перед лицом надвигающегося наводнения, каждый раз говоря спасателям, что Господь спасет его. В конце концов он тонет в наводнении, и, стоя перед Богом, выдвигает претензию: почему, мол, его не спасли. Господь отвечает, что Он посылал спасателей несколько раз, но человек отказался. Какого же еще спасения он ждал?

В случае с Арменией было то же самое. Обратимся к фактам: 1 сентября 2020 г., за 26 дней до начала 44-дневной войны, генсек ОДКБ Станислав Зась направил письмо для служебного пользования секретарю Совбеза РА Армену Григоряну. В письме подробно описывался сценарий приближающейся войны, излагалась общая тактическая и стратегическая обстановка в регионе Южного Кавказа и, в частности, вокруг карабахского конфликта. ОДКБ предлагала провести упреждающие учения 15 сентября. Армянская сторона проигнорировала предупреждение.

Если бы учения были проведены, они могли бы охладить горячие головы в Баку. Армянские власти были предупреждены, что никаких правовых оснований вмешиваться в вооруженный конфликт непризнанной республики НКР с Азербайджаном ни у ОДКБ, ни у России не было. Даже со стороны Армении участвовали только добровольцы, но не регулярная армия. Теперь Пашинян любой ценой пытается представить свое поражение в карабахском конфликте как обретение независимости для Армении. Армения не признала Карабах в качестве независимого государства и уж точно не включала Карабах в свой периметр. Значит все, что происходило в Карабахе, к Армении юридически отношения не имело, поэтому обвинять Россию в том, что она не воевала на территории Карабаха, абсурдно.

После начала военных действий 27 сентября российский президент Владимир Путин дважды (7 и 19 октября) пытался договориться о прекращении огня на все ухудшающихся (по мере продвижения азербайджанской армии) для Еревана условиях. Пашинян в войне как бы не участвовал, но переговоры вел и отвергал прекращение огня в безуспешной надежде на вмешательство западных держав, пока не согласился (9 ноября) на условия, близкие к капитуляции. Следует задаться вопросом: какого же еще спасения он ждал?

Во время 44-дневной войны в соцсетях разгонялись обвинения России в том, что она не отправила воевать в Карабах хотя бы 100 тысяч своих солдат. Это притом что Ереван официально от конфликта отстранился и тем более ни одно официальное лицо РА так и не выступило с опровержением и осуждением антироссийской пропаганды. Даже вроде бы пророссийская, как она себя позиционирует, оппозиция не давала отпора нападкам на российскую условно нейтральную позицию по отношению к непризнанной республике (оружие в Карабах Россия продолжала поставлять через Иран, т.к. Грузия закрыла границу). Гражданское общество Армении не потребовало признания Арцаха и полномасштабного задействования регулярных войск. Если общество позволило такую пассивность, значит, на то были фундаментальные причины.

– Александр Васильевич, тем не менее существовал формат Минской группы, в которой Россия была сопредседателем, и решения этой группы отвергали решение проблем военным путем.

– Совершенно верно. Решение о создании Минской группы (МГ) было принято в ОБСЕ (тогда СБСЕ) без просьбы Армении и Азербайджана, следовательно, и решение о роспуске группы также должно основываться не на просьбе стран – участниц конфликта, а на основе анализа итогов работы МГ. Однако если бы МГ стала подводить итоги, то выяснились бы многочисленные нарушения обязательств со стороны Азербайджана. Так, суверенитет Азербайджана и Армении в 1992 г. был признан со стороны СБСЕ на условиях признания ими факта существования разногласий по принадлежности Нагорного Карабаха и согласия на то, что будущий статус Нагорного Карабаха будет определен на международной конференции под эгидой СБСЕ. Оба государства дали такое согласие, взяв на себя обязательство решать вопрос мирным путем, но Баку тогда же нарушил свои международные обязательства, пытаясь захватить Карабах силой. А Армения в лице Пашиняна нарушила свои обязательства 6 октября 2022 года, признав Карабах азербайджанским без обсуждения в рамках конференции под эгидой ОБСЕ.

Согласие Еревана на роспуск МГ ОБСЕ означает, что Армения признала не только отсутствие проблемы, но и ее справедливое разрешение сегодня. Другими словами, это значит, что международное сообщество с подачи Армении признало легитимными все действия Азербайджана: и во время агрессии против Арцаха, в 2020 году, и во время этнической чистки края в 2023-м. Но из этого следует, что именно Армения – государство-агрессор и справедлив тезис Алиева о «тридцатилетней оккупации 20% территории Азербайджана Арменией».

С закрытием Минской группы перед Азербайджаном открывается путь к объявлению Армении оккупантом и требованию многомиллиардных репараций за нанесенный ущерб, а также к возвращению по требованию Алиева 300 тыс. азербайджанских беженцев в Сюник.

– Как Вы прокомментируете агрессивные действия Азербайджана в районе города Джермук в 2022 году и позицию ОДКБ в этом вопросе?

– Недавно Пашинян заявил: «Когда в 2022 году мы поняли, что ОДКБ не выполнил, не выполняет и не выполнит свои обязательства по отношению к нам, в этот момент мы стали независимыми». Видимо, он имел в виду сентябрь 2022 г., когда Азербайджан пересек линию соприкосновения в районе г. Джермук и продвинулся на 140 кв. км территории Армении (кстати, тогда одновременно украинские войска перешли в кратковременное контрнаступление, как будто руководство армиями велось из одного штаба). Для того чтобы ОДКБ вмешалась в конфликт на стороне Армении, руководству республики требовалось всего лишь объявить военное положение и мобилизацию. Бездействие армянских властей указывало, что сами они восприняли ситуацию не как «вооруженное нападения на республику», а лишь как пограничный конфликт. Вместе с тем они требовали именно такой политической оценки и военной помощи со стороны России и других членов ОДКБ. Однако союзники по ОДКБ не стали воспринимать быстро купированный приграничный конфликт как вооруженное нападение. Надо отметить, что экс-президент Армении Р. Кочарян по поводу этого эпизода высказался в том же смысле – что, если ты сам не воюешь за свою землю, никто за тебя этого делать не будет.

ОДКБ же сработала быстро и эффективно. Так, генеральный секретарь ОДКБ и руководитель объединенного штаба сразу же направились в район эскалации. Самолет с передовой группой приземлился в Ереване уже через день. По результатам инспекции оперативно были подготовлены рекомендации о направлении на границу с Азербайджаном мониторинговой миссии наблюдателей ОДКБ и проект решения Совета коллективной безопасности «О совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения». Оставалось лишь стране-председателю ОДКБ (а в 2022 г. председателем была именно Республика Армения) созвать Совет коллективной безопасности с целью принять это решение. Однако руководство Армении как председатель ОДКБ не стало этого делать, поскольку закулисно уже к тому времени договорилось признать Карабах частью Азербайджана (соответствующий документ был подписан 6 октября 2022 г. в Праге) и принять гражданскую миссию ЕС вместо миссии наблюдателей ОДКБ.

В дальнейшем по инициативе России со стороны ОДКБ неоднократно поступали предложения конкретной помощи Армении. Руководство Армении отказалось от всего, мотивировав свою позицию тем, что любое присутствие России создаст республике проблемы с безопасностью. Таким образом, если оглянуться назад, можно легко прийти к очевидному выводу – тогда в обмен на поддержку Запада Ереван пошагово отрекся от Карабаха, свернул контакты с ОДКБ и одновременно пытался надуманно обосновать выход страны из данной структуры.

Но украинское наступление захлебнулось, а продвижение азербайджанских войск было остановлено телефонным звонком из Москвы.

– И все-таки по какой причине армяне покинули Карабах и кто в этом участвовал?

– Исход армянского населения из Карабаха произошел не только потому, что Баку решился (воспользовавшись, конечно, и СВО) не допустить повторной заморозки конфликта на неопределенный срок, но и потому, что Ереван официально отказался от претензий не только на Карабах (как самоопределяющийся регион), но и от выработки гарантий для армянского населения на его территории! Сегодня власти Армении предпочитают про этот факт и другие отвергнутые предложения не вспоминать, перекладывая всю ответственность на Россию.

Вопрос Карабаха фактически был снят совместными усилиями Пашиняна и Алиева в течение года после того, как в Праге 6 октября 2022 г. премьер Армении отказался от Арцаха.

Напомню, что между этими событиями была блокада Лачинского коридора, которую «хайли лайкли» организовали британские спецслужбы, а Пашинян и Алиев прилежно исполнили.

Целью британской «игры» было вынудить российских миротворцев вступить в конфликт с Азербайджаном. Пашинян, играя в тандеме с Алиевым, требовал от Москвы применить силу, чтобы деблокировать Лачинский коридор, и не соглашался открыть коммуникации через свою территорию из Азербайджана в Нахичевань. Однако после признания Пашиняном Карабаха азербайджанским и его официального заявления, что Армения отказывается от его поддержки, конфликт формально стал сугубо внутренним делом Азербайджана и вмешательство миротворцев привело бы к тому, чего добивались британцы: к открытию второго фронта. Очень сложно бывает, когда союзник начинает действовать на стороне врага. То, что в ходе блокады Лачинского коридора Баку и Ереван действовали скоординированно, доказывает недавний почетный прием в Ереване «экоактивистки» Диляры Эфендиевой, которая играла одну из первых ролей в его перекрытии. 21–22 октября с.г. она участвовала от Азербайджана в двустороннем круглом столе и была принята секретарем Совета безопасности РА Арменом Григоряном.

Между тем я писал об этом в журнале МИД России (https://interaffairs.ru/news/show/38381) в декабре 2022 г., как только блокада началась. Вот конкретная цитата из той статьи: «Солидарные силы в обеих конфликтующих странах стараются воздействовать на общественное мнение так, чтобы российских миротворцев рассматривали не как условие, а как препятствие урегулированию». К сожалению, даже оппозиционные армянские СМИ не обратили на мое предупреждение должного внимания, что позволило разогнать в Армении новую волну русофобии, когда вина за собственное поражение перекладывается на Россию. Впрочем, в информационном поле разгоняется версия Пашиняна, что поражение – это победа! Увы, все по Оруэллу. Остается надеяться, что адекватная власть, буде она придет, представит обществу объективную картину. В которой поражение – это поражение, а победа – это победа. Никак не наоборот.

Беседу вел Арен Вардапетян, Ереван
noev-kovcheg.ru


Возврат к списку