10.12.2025ТРАНЗИТ КОММЕРЧЕСКИХ ГРУЗОВ В АРМЕНИЮ ЧЕРЕЗ АЗЕРБАЙДЖАН: «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ» ИЛИ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ?
Первый более чем за 30 лет железнодорожный состав прибыл из России через Азербайджан и Грузию в Армению, в нем 1050 тонн пшеницы: «Компания «Грейн Гейтс» осуществила первую экспортную поставку партии российской пшеницы в Республику Армения по новому железнодорожному маршруту через территорию Азербайджанской Республики.
В рамках первой отправки экспортировано 1050 тонн пшеницы 3-го класса, перевезенных 15 вагонами-зерновозами железнодорожного оператора «Русагротранс», – рассказали в компании-экспортере. По информации СМИ, заказчиком груза выступили структуры крупного бизнесмена Самвела Алексаняна. Состав из 15 зерновозов проследовал через территорию Азербайджана и Грузии и пересек границу с Арменией до станции Даларик Южно-Кавказской железной дороги. Премьер-министр Никол Пашинян охарактеризовал прибытие поезда с пшеницей из России как «важное и историческое событие», добавив, что «в настоящее время ожидаем прибытия второго поезда из Казахстана».
И действительно, 8 ноября в Армению впервые была поставлена продовольственная пшеница 4-го класса, сообщила пресс-служба национального зернового оператора Казахстана «НК Продкорпорация». В октябре компания заключила договор о долгосрочном сотрудничестве, предусматривающем поставки зерновых армянским потребителям. Зерновой оператор Казахстана готов поставлять армянским потребителям порядка 15–20 тыс. тонн продовольственного зерна ежемесячно. Думается, акценты здесь расставлены вовсе не случайно, так как зерно 4-го класса, согласно международным стандартам, пригодно разве что на корм животным, но не для употребления человеком. Как известно, 21 октября, находясь с визитом в Астане, Ильхам Алиев заявил о снятии ограничений на транзит пшеницы и других товаров, предназначенных для Армении, через территорию Азербайджана, что является, как мы убедимся позже, очередным ходом «с дальним прицелом».
Напомним, в 2023 г. в Армении было произведено 130 тыс. тонн пшеницы, в то время как импорт составил 450 тыс. тонн, причем почти весь он пришелся на Россию. В прошлом году соотношение не изменилось, но при этом надо признать, что после начала СВО на Украине и по мере охлаждения двусторонних российско-армянских отношений в Ереване все чаще поговаривают о диверсификации путей доставки в Армению продукции первой необходимости. В сентябре 2024 г. официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала участие секретаря Совета безопасности РА Армена Григоряна в одном из онлайн-мероприятий по вопросам «продовольственной безопасности Украины»: «Участники этих встреч должны осознать, что урегулирование конфликта невозможно без участия России. Прежде всего люди, заинтересованные в продовольственной безопасности, должны интересоваться тем, как этот вопрос решается в их стране. 90% зерна поступает в Армению из России. Может быть, вам связаться с Россией посредством видеоконференции, чтобы обсудить вашу продовольственную безопасность? Это было бы справедливо и уважительно. Зачем действовать за спиной тех, кто вас кормит и обеспечивает вашу продовольственную безопасность». В ответ известный своим прозападным бэкграундом чиновник как бы в шуточной форме не исключил перехода на рис с целью снижения зависимости импорта от столь немилого его сердцу «северного соседа».
В свою очередь министр экономики Геворк Папоян рассказал в конце прошлого года о поиске альтернативных источников импорта пшеницы: «Это нормальный, логичный процесс, не направленный против какой-либо конкретной страны. Если бы мы импортировали 99% пшеницы, скажем, из Румынии, я бы вел переговоры об импорте с Россией». По словам чиновника, выращивание пшеницы в Армении экономически невыгодно: сельхозпроизводители получают около 1031 долл. с гектара, но при этом несут расходы примерно в 1082 долл., и «чтобы производство стало рентабельным, необходимы субсидии в размере около 206 долларов с гектара». Падение мировых цен на пшеницу сделало ее выращивание еще менее экономически привлекательным, однако поддерживать сельхозпроизводителей, пусть даже в убыток, важно для укрепления продовольственной безопасности.
Но заботой о фермерах дело, конечно, не исчерпывается. По информации пресс-бюро Службы внешней разведки России, исходя из политических соображений, армянские власти «хотят отвязаться» от Москвы и оказать помощь Киеву, закупая гораздо более дорогое украинское зерно за счет средств Евросоюза. Брюсселю «предлагается акция «три в одном»: зерно для Армении, поддержка Киева и провоцирование недоверия между Москвой и Ереваном», однако «ключевой вопрос – где взять деньги. Страны Евросоюза из-за украинского конфликта и стремления нанести поражение России оказались на грани социально-экономического кризиса, бюджеты пусты. Хорошо было бы заплатить за украинское зерно украденными российскими активами», но сделать это пока не удается.
Столь замысловатая и едва ли реализуемая схема лишний раз свидетельствует о безальтернативности российско-армянского взаимодействия, и отнюдь не только в продовольственной сфере. По информации Министерства транспорта РФ, до конца января 2026 года в Армению планируется отправить еще 132 вагона с пшеницей, рассматривается возможность доставки через территорию Азербайджана и других категорий товаров. В своем вышеупомянутом заявлении Пашинян не исключил и логистических задержек по причине поступающих заявок от компаний, желающих возить товары из России и в обратном направлении по железной дороге.
Меры по разблокированию регионального транзита активно обсуждаются после подписания 8 августа Пашиняном и Алиевым в присутствии хозяина Белого дома Дональда Трампа «Вашингтонской декларации», о которой мы писали в предыдущих номерах «Ноева Ковчега». Известно, что меры по восстановлению транспортного сообщения активно продвигались Москвой, в том числе в рамках собиравшейся в 2020–2022 гг. профильной трехсторонней межправительственной комиссии. В Москве приветствуют начало железнодорожного сообщения между РФ и Арменией через территорию Азербайджана и Грузии: «Это событие – реальный, осязаемый вклад в установление мира на Южном Кавказе, свидетельство нашей работы во благо региональной стабильности и экономического развития всех стран региона», – заявил вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук, особо отметив, что «новый маршрут укрепляет транспортную связанность России с государствами Южного Кавказа, повышает доступность рынков Армении для товаров из других государств – участников Евразийского экономического союза, а также улучшает доступность рынков ЕАЭС для армянских товаропроизводителей». Оверчук поблагодарил своих коллег – вице-премьеров Азербайджана и Армении Шахина Мустафаева и Мгера Григоряна – за совместную работу по деблокированию транспортных связей в регионе Южного Кавказа, а Грузию – за конструктивное участие в организации перевозок по данному маршруту: «Символично, что первым грузом, идущим по этой дороге, стало российское зерно – один из самых важных символов жизни и созидания, что еще раз подчеркивает общее стремление к установлению мира на Южном Кавказе, переход от конфронтации к сотрудничеству».
По словам директора российской компании «Южно-Кавказская железная дорога» Алексея Мельникова, с началом поставок зерна из России через территории Азербайджана и Грузии «пишется новая история». Новый маршрут поможет разгрузить пограничный пункт Верхний Ларс между Россией и Грузией, снижая стоимость перевозок грузов в Армению по относительно дорогому черноморскому направлению через грузинские порты. «Теперь у нас есть возможность доставлять грузы из Армении в Казахстан, Россию и другие страны. Мы даже можем организовать контейнерные перевозки в Китай… Для наших партнеров, которые ввозят грузы в Армению – зерно и нефтепродукты, – этот маршрут имеет большое значение. Он будет пользоваться высоким спросом со стороны наших партнеров», – поделился глава ЮКЖД радужными перспективами. Заметим, пшеница из Казахстана была переправлена в Армению транзитом через Россию, в обход транскаспийского участка Актау – Баку.
Кто бы что ни говорил, Россия остается основным внешнеэкономическим партнером Армении, в то время как оптимистическим ожиданиям сторонников «диверсификации» еще только предстоит обрести более реальные очертания. Решение Баку снять ограничения на транзит в Армению не в последнюю очередь следует рассматривать как выданный действующей армянской власти предвыборный «кредит», который в случае победы на предстоящих в июне 2026 г. (или досрочно) парламентских выборах «Гражданского договора» придется так или иначе отрабатывать. Пашинян подтвердил готовность открыть турецким грузовикам проезд через территорию Армении в Азербайджан по линии Маргара – Ехегнадзор – Сисиан – Горис с выходом на КПП Корнидзор и в обратном направлении. Однако в Баку считают, что этот маршрут не соответствует его требованиям, делая упор на скорейшем возобновлении железнодорожного и автомобильного сообщения через Мегринский район, с некоторых пор вошедший в политологический оборот под именем «Маршрута Трампа для международного мира и процветания». Пашинян сообщил, что строительство дороги планируется начать во второй половине 2026 года – аккурат после выборов.
Кроме того, в последнее время в Баку вновь активно заговорили о возвращении в Армению азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев рубежа 1980–1990-х
годов и их потомков общей численностью в несколько сот тысяч человек в качестве натурализованных армянских граждан. Необходимость их «защиты» от возможных «провокаций» может использоваться как предлог для силового вмешательства либо же угрозы такового. Вопреки чаяниям наивных романтиков, действующая под эгидой властей «Община Западного Азербайджана», по-видимому, получила дополнительное финансирование на продвижение повестки возвращения азербайджанцев в Армению в ходе ряда мероприятий от европейского Брюсселя до турецкого Игдыра.
Таким образом, несмотря на парафирование в Вашингтоне мирного соглашения с Арменией, в Баку не собираются отказываться от максималистских устремлений. Вероятность блокировки вроде бы приоткрытого транзита в любой момент по политическим причинам остается достаточно высокой, а значит, стабильное функционирование имеющихся и поиск альтернативных коммуникационных маршрутов в полной мере сохраняют актуальность. Как известно, железнодорожное сообщение между Россией и Арменией через Грузию заблокировано с начала 1990-х годов после начала вооруженного конфликта в Абхазии, и до сих пор сдвинуть ситуацию с мертвой точки не удается. Надо надеяться, позитивные подвижки в российско-грузинских отношениях позволят вернуться к данному вопросу в новых, более благоприятных обстоятельствах.
Андрей Арешев, Москва
noev-kovcheg.ru
Возврат к списку