• am
  • ru
  • en
Версия для печати
25.01.2018

ИЗ ГРЕЧЕСКОГО ОПЫТА САМООРГАНИЗАЦИИ ДИАСПОРЫ

English

   

Ваграм Овян
Секретарь научно-экспертного совета НОФ «Нораванк», старший эксперт Арменоведческого центра фонда

Численность и географическая рассеянность греческой диаспоры

Численность греков зарубежья, согласно министру иностранных дел Греции Н.Кодзиасу, составляет 8 млн. человек1. Наиболее крупные греческие общины (в соответствии с регионами) выглядят следующим образом:

1. Крупные греческие общины в Северной Америке есть в США и Канаде. Численность греческой общины США составляет 3 млн. человек. Однако это не официальный показатель и, пожалуй, значительно преувеличен. Согласно официальным данным, в США проживает около 1.3 млн. греков. Они сосредоточены в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго2. Численность греческой общины Канады составляет 350-400 тысяч человек.

2. Самая крупная греческая община в Южной и Латинской Америке находится в Бразилии (30 тысяч человек), в других странах греческие общины малочисленны: в Чили – 5, Аргентине – 5, Венесуэле – 2, Уругвае – 2 тысячи человек.

3. В Европе крупнейшие греческие общины есть в Германии и Великобритании, численность которых составляет соответственно 400-450 и 400 тысяч человек. Относительно крупные общины есть также во Франции (55 тыс.), Италии (45 тыс.), Бельгии (38 тыс.), Нидерландах (30 тыс.), Швеции (26 тыс.), Болгарии (25 тыс.), Швейцарии (11 тыс.), Румынии (10 тыс.). В других странах греческие общины малочисленны: в Австрии – 8, Испании – 6, Венгрии – 5, Дании – 4 , Польше – 3, Чехии - 2.4 тысяч человек.

4. В постсоветских странах самые крупные общины есть России и Украине – 100 и 92 тысячи человек соответственно. Греческие общины есть также в Грузии (12 тыс.), Казахстане (12 тыс.), Беларуси (4.5 тыс.) и Узбекистане (4 тыс.).

5. На Ближнем и Среднем Востоке и в странах Персидского залива крупная греческая община имеется в Израиле (13 тыс. человек). Около четырех тысяч греков проживает в Египте. Примечательно, что армянская и греческая общины в Египте подвергались влиянию одних и тех же факторов и с теми же последствиями (пожалуй, это обусловлено тем, что эти общины христианские). Начиная с 1950г. авторитарный режим президента Гамаля Абдель Насера вкупе с арабским национализмом и подъемом исламизма привели к эмиграции большого числа армян и греков из этой страны, что, в свою очередь, привело если не к полному исчезновению, то к сильному ослаблению некогда процветающих армянских и греческих общин, вплоть до того, что сегодня они в основном играют символическую роль в общем контексте этих диаспор. Между тем до 1950-х гг., например, Александрия с античных времен считалась важным центром греческой культуры и экономики.

6. На Африканском континенте греческая диаспора есть только в Южноафриканской Республике, численность которой составляет 50 тысяч человек.

7. В Дальневосточных странах греческие общины, как и армянские, только-только формируются. Численность обеих общин в Китае составляет примерно по тысяче человек.

8. Наконец, в странах Океании (Австралия и Новая Зеландия) греческая община представлена достаточно широко: в Австралии проживает 650-700, а в Новой Зеландии – около 5 тысяч греков.

Резюмируя, отметим, что, несмотря на наличие греческих общин во всех регионах, тем не менее можно сказать, что греческая диаспора сосредоточена в англосаксонском мире – США, Великобритании, Австралии и Канаде3.

Вопросы самоорганизации

Модель самоорганизации греческой диаспоры основана на принципе многоступенчатой (четырехступенчатой) конфедерации, где:

1. на первой ступени находятся местные общины и организации, действующие в рамках какого-либо города или административно-территориальной единицы (область, штат, район и пр.) данной страны;

2. на второй ступени находятся федерации местных общин и учреждений, разворачивающие свою деятельность в данной стране на общегосударственном уровне;

3. на третьей ступени находятся конфедерации греческих общин различных регионов, действующие на международном (региональном) уровне. Этих регионов семь: а) Канада, б) США4, в) Центральная и Южная Америка, г) Европа, д) постсоветское пространство, е) Океания – Дальний Восток, ж) Африка – Ближний/Средний Восток;

4. наконец, на четвертой ступени находится Совет греков зарубежья (The Council of Hellenes Abroad), который на мировом уровне объединяет вышеупомянутые структуры, являясь их общим «зонтом». Это консультативный орган в отношениях с Республикой Греции и, согласно конституции этой страны, представляет греческую диаспору (выражает его мнение)5.

Модель самоорганизации греческой диаспоры примечательна тем, что, с одной стороны, на основе иерархической структуры объединяет все общины и учреждения, обеспечивая единый центр управления, с другой стороны, отдельные общины и учреждения сохраняют свою самостоятельность, поскольку объединение основано на принципе конфедерации. Иными словами, в случае греческой диаспоры действует модель децентрализованного объединения, основанная на принципе «многообразие в единстве».

Выводы

В случае армянской диаспоры до настоящего времени были некоторые элементы объединения на основе федерации или конфедерации. Это, в частности, присуще армянским общинам европейских стран. Например, Координационный совет армянских организаций Франции (КСАОФ) или Координирующий орган армянских ассоциаций Швеции (КОААШ) можно рассматривать как конфедерацию армянских организаций этих стран. Название федерации армянских организаций Голландии (ФАОГ) больше соответствует конфедеративному принципу. С одной стороны, эти структуры объединяют армянские организации Франции, Швеции и Голландии и координируют их деятельность, с другой стороны, каждая армянская организация самостоятельна и сохраняет возможности действовать независимо. Это наилучшим образом проявилось в ходе последних президентских выборов во Франции, когда КСАОФ и комиссия Ай-Дата Франции независимо друг от друга высказали свою позицию, поддержав кандидатуру Эммануэля Макрона.

Однако вышеупомянутые примеры – лишь отдельные случаи или элементы объединения диаспоры на основе федерации/конфедерации. А в целом вопрос институционального объединения армянской диаспоры по какой-либо модели (ее разрозненность на религиозной, партийной, территориальной и пр. почве), несмотря на ее более чем столетнее существование, все еще остается в повестке.

В вопросе самоорганизации диаспоры из греческого опыта можно перенять его конфедеративную модель. В случае армянской модели она также может быть четырехступенчатой:

1. На первой ступени будут армянские общины различных городов и районов какой-либо страны. Эти институциональные «ячейки» самоорганизации диаспоры можно назвать соответственно, например, «Армянская община Аллеппо».

2. На второй ступени будут федерации этих общин на уровне данного государства. В этом случае институциональную структуру можно назвать, например, так: «Армянская община Сирии», «Союз армянских общин Сирии» или «Союз армян Сирии».

3. На третьей ступени будут конфедерации этих федераций на региональном уровне. В этом случае институциональную структуру можно назвать в соответствии с данным регионом. Например, «Союз армянских общин Ближнего и Среднего Востока». В отличие от греческой диаспоры, региональные конфедерации можно сформировать следующим образом: а) Северная Америка и Австралия6, б) Южная и Центральная Америка, в) Европа, г) Постсоветские страны, д) Ближний и Средний Восток, е) Дальний Восток.

4. Наконец, на четвертой ступени будет всемирный орган, объединяющий вышеупомянутые конфедерации, который условно можно назвать «Совет армян Диаспоры» или «Совет армян зарубежья», как это принято в случае диаспор других народов, в частности, греческой, русской и пр.

О некоторых проявлениях консолидации армянской диаспоры на основе конфедерации было сказано выше. Тем не менее лучший пример в качестве общенациональной структуры показывает Армянская Евангелическая церковь. У нее нет единого духовенства, вместо этого есть пять региональных союзов, включающих Армянские Евангелические церкви отдельных стран, а они – отдельных районов. В качестве институционального органа, координирующего деятельность вышеупомянутых региональных союзов, действует Всемирный Армянский Евангелический союз. Так что конфедеративная модель самоорганизации диаспоры по территориальному принципу в случае армянской действительности – явление не новое. Для этого уже есть определенный опыт.

1 Хотя другие источники приводят более скромные цифры. Согласно генеральному секретариату Греков зарубежья, численность греческой диаспоры составляет 5 млн. человек. http://www.ggae.gr/frontoffice/portal.asp?cpage=node&cnode=16&clang=1; другой источник приводит цифру 7 млн. The Greek diaspora - Greeks outside Greece, http://www.hellenism.net/greece/greek-culture/greek-diaspora/.

2 The Greek diaspora - Greeks outside Greece, http://www.hellenism.net/greece/greek-culture/greek-dia¬spora/.

3 См. там же.

4 Несмотря на то, что США и Канада – не регионы, а отдельно взятые страны, тем не менее, учитывая их величину, многочисленность греческих общин, международную роль и другие факторы, они рассматриваются как регионы.

5 Greek Diaspora and the General Secretariat for Greeks Abroad, http://www.ggae.gr/frontoffice/portal.asp?cpage=node&cnode=16&clang=1.

6 Учитывая то обстоятельство, что Австралия, США и Канада находятся в одном и том же – англосаксонском – пространстве. С той же аргументацией можно включить в этот регион также армянскую общину Великобритании, оставив в европейском регионе только армянские общины стран континентальной Европы.



Возврат к списку
Другие материалы автора