
СЕРГЕЙ МАРКЕДОНОВ: РОССИЯ-АРМЕНИЯ: НОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ?
Давно не слышал столько позитивных откликов и комплиментов из уст высоких представителей России и Армении в адрес друг друга, однако тост за новый подъем российско-армянской дружбы выглядит пока что преждевременным написал в своем ТГ-канале ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, российский политолог Сергей Маркедонов, комментируя двухдневный визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Ереван.
МОСКВЕ ВАЖНО СЫГРАТЬ НА ПЛОЩАДКЕ МИРА СВОЮ ПАРТИЮ, которая была бы интересна и ей, и армянам, отметил эксперт в своей публикации «Россия-Армения: новое движение вверх?», подчеркнув, что до главной парламентской кампании остался всего год, и крайне важно в «геополитической борьбе» не упустить внутриполитические процессы в Армении, адекватно оценить их и сделать правильные выводы.
Публикацию полностью приводим ниже.
«1. Скажу откровенно. Давно не слышал столько позитивных откликов и комплиментов из уст высоких представителей России и Армении в адрес друг друга. Судите сами. Министр иностранных дел Сергей Лавров не видит причин для «украинизации» Армении. Спасибо, Сергей Викторович, с помощью Ваших цитат теперь легче будет побивать оппонентов, склонных подгонять все многообразие постсоветских кейсов под украинский шаблон. Не отстает от российского коллеги и Арарат Мирзоян, армянский министр: «Армения не подавала заявку на членство в ЕС, переговоры в этом направлении не ведутся…» При желании таких цитат сегодня можно набрать не на один ТГ-комментарий. Все эти прекрасные высказывания были озвучены в ходе двухдневного визита Сергея Лаврова в Ереван.
2. Обычно, говоря о новом визите высокого представителя страны, принято сравнивать его с предыдущим. Лавров посетил Ереван в июне 2022 года. С того момента в отношениях между Россией и Арменией случилось много такого, чего не хотелось бы сторонникам стратегического союзничества и в Москве, и в Ереване. Наверное, за весь период после распада СССР российско-армянские отношения не опускались на такую низкую точку, в которой они оказались после 2022 года.
3. Озвучу еще раз свое мнение, неоднократно представленное на форумах разного уровня как в закрытом, так и в открытом режиме. Начало СВО очевидным образом расставило приоритеты для Москвы, и многие регионы ушли на периферию российского внимания. Южный Кавказ среди них. Военно-политическая обстановка конца лета-осени 2022 года не давала для моих соотечественников излишних поводов для оптимизма.
По справедливому замечанию отечественного военного эксперта Руслана Пухова, «специальная операция превращалась в военную». Для кого-то началось «головокружение от успехов», кто-то начал списывать Россию со счетов. И армянское руководство, особенно на фоне жесткой эскалации на границе с Азербайджаном (а под удар в сентябре-2022 попал не только Тавушский район, но и город-курорт Джермук), решило, что настало «время менять имена», то есть стратегические приоритеты. Здесь корни нагорно-карабахского эскапизма и поисков патронов на широких просторах от Вашингтона и Парижа до Дели и Тегерана. Военный разгром 2023 года и деарменизация Карабаха укрепили этот тренд. Скажем честно, и внутри армянских элит были алчущие «геополитических разворотов». Но, опять же, откровенно. Без описанных выше событий, такие кульбиты было бы проблематично совершать. Конечно, «доброжелатели» России, лучше нас играющие в инфокампании, надежно закрыли уши первых лиц в Ереване своими комментами про «уход Москвы из региона».
4. Снова мы увидели верность народной мудрости о вредности спешки во всем кроме ловли блох. Россия смогла купировать угрозы перехода от специальной операции к военной. И с Кавказа она также не спешила уйти, тогда как торопящиеся «западные друзья Еревана» сделали все, чтобы продемонстрировать принципиально важные моменты: НАТО и ЕС для Армении надежно закрыты, Азербайджан никто не собирается делать врагом. И даже при периферийном внимании к Еревану фактор Москвы все равно важен для армянской государственности и общества. Что и требовалось доказать!
5. Однако тост за новый подъем российско-армянской дружбы выглядит пока что преждевременным. После краха карабахского консенсуса обретение мира стало в Армении самым популярным дискурсом. И его активно осваивает правящая партия. Это – важный внутриполитический ресурс. Данный дискурс не синоним антироссийскости, но некое дистанцирование от Москвы часть его сторонников продвигает. А есть и малая часть (вроде Армана Бабаджаняна, оскандалившегося во время лавровского визита), которая не против и пресловутой «украинизации».
Москве важно сыграть на площадке мира свою партию, которая была бы интересна и ей, и армянам (sic!). До главной кампании пятилетия – парламентской – остался всего год. И крайне важно в «геополитической борьбе» не упустить внутриполитические процессы в Армении, адекватно оценить их и сделать правильные выводы.
Возврат к списку