12.11.2025КАКУЮ ИГРУ ВЕДУТ ГЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В ООН И МАГАТЭ?
Тьерри МейсанАвтор уже обращал внимание читателей на предвзятость Секретариата ООН. Здесь он возвращается к спору между Германией, Францией, Великобританией, с одной стороны, и Россией, Ираном и Китаем – с другой, о логике международного права. И дело не в технических и юридических разногласиях, а в том, что соблюдается: либо западная точки зрения, либо иерархия международных норм.
В то время как внимание людей во всём мире приковано к театрам военных действий, мало кто знает, что происходит в Организации Объединенных Наций и Международном агентстве по атомной энергии: Германия, Франция и Великобритания, используя несоответствующую юридическим нормам аргументацию, присвоили себе право объявить санкции против Ирана согласно резолюции 1737 (23 декабря 2006 года), которые впоследствии были отменены резолюцией 2231 (20 июля 2015 года). Несмотря на то, что Россия и Китай неоднократно заявляли, что только Совет Безопасности имеет право вводить санкции, Германия, Франция и Великобритания продолжают настаивать на этом праве, а Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш поддержал их позицию.
Напомним контекст этого дела: в 1972 году президент Франции Жорж Помпиду выступил с инициативой создания международной компании по обогащению урана и его использованию на строящихся атомных электростанциях. Это была компания Eurodif, в которой, помимо Франции, участвовали Германия, Бельгия, Италия, Нидерланды и Великобритания, к которым вскоре присоединились Испания и Швеция.
В 1974 году премьер-министр Франции Жак Ширак пообещал построить в Иране совместно с США пять атомных электростанций. При этом он включил Иран в состав учредителей Eurodif. Однако Франция отказалась выполнять свои обязательства после бегства шаха и прихода к власти аятоллы Рухоллы Хомейни. Спор был урегулирован в 1988 году Жаком Шираком, ставшим президентом Французской Республики.
Этот спор наряду с ситуацией, в которую Германия, Франция и Великобритания ввергли иранский народ, является продолжением деяний бывших колониальных держав. Следует учитывать, что главной жертвой Первой мировой войны была не Франция (10,5% населения), не Германия (9,8%) и не Австро-Венгрия (9,5%), а Иран (25–30%). Дело не в том, что Иран был крупным театром военных действий, а в том, что британцы решили заморить его население голодом, чтобы остановить российское наступление. В результате погибло от 6 до 8 миллионов человек1. Этот подход, характерный для британского колониализма, особенно в Индии и Китае, находит свое продолжение в «односторонних принудительных мерах» Запада, которые они незаконно называют «санкциями», так как эти меры не были приняты в результате дебатов в Совете Безопасности.
Отношения между Ираном и Западной Европой резко ухудшились, когда в 2005 году президентом Исламской Республики был избран Страж исламской революции Махмуд Ахмадинежад. Он хотел освоить ядерный синтез, что позволило бы ему освободить развивающиеся страны от энергетической зависимости.
Стоит вспомнить заявления Биньямина Нетаньяху 2011 года: «Первое, что нужно сделать, – это не допустить, чтобы они [воинствующие исламские режимы] получили ядерное оружие. Это наша первая задача, а вторая – найти замену нефти»2. Такая формулировка отражает западную интерпретацию усилий Ирана по подготовке не просто нескольких учёных, а целого поколения учёных-атомщиков и инженеров. С самого начала Запад рассматривал иранские ядерные разработки и как подготовку к созданию «той самой» бомбы, и, что гораздо серьёзнее, как революцию в Третьем мире против западного технологического превосходства.
Вернёмся к делам Германии, Франции и Великобритании. 28 августа 2025 года министры иностранных дел Йохан Вадефул, Жан-Ноэль Барро и Дэвид Лэмми направили Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций письмо, в котором говорилось, что, в нарушение Приложения I к СВПД, с 2019 года «Иран, помимо прочего, превысил добровольно взятые на себя обязательства по обогащенному урану, тяжёлой воде и центрифугам; прекратил предоставлять допуск МАГАТЭ для проводения проверок и мониторинга в рамках СВПД; и отказался от реализации и ратификации Дополнительного протокола к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях»3.
В ответ на это в тот же день министры иностранных дел России, Ирана и Китая Сергей Лавров, Сейед Аббас Арагчи и Ван И направили письма всем государствам-членам Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций4. Они подтвердили иерархию норм: СВПД (14 июля 2015 г.) подчинён резолюции Совета Безопасности 2231 (20 июля 2015 г.).
Они также отметили, что после одностороннего выхода США из СВПД и нарушения своих обязательств Иран, как и Германия, Франция и Великобритания, принял меры, противоречащие договору, но не оспорил резолюцию 2231. Следовательно, Германия, Франция и Великобритания не имеют права ссылаться на СВПД, который они сами не соблюдают, и требовать введение санкций против Ирана.
Они отмечают, что Германия, Франция и Великобритания в январе 2020 года заявили о своей приверженности СВПД5 и выразили сожаление в связи с тем, что Иран возобновил обогащение урана до 60% в ответ на выход США из СВПД и его нарушение, а также на убийство Пентагоном генерала Касема Сулеймани. Однако они не использовали механизм разрешения споров (Совместную комиссию), предусмотренный СВПД. Следовательно, вопреки их заявлениям, Берлин, Париж и Лондон не сделали всё возможное для урегулирования конфликта и даже без учёта вышеупомянутой иерархии норм не уполномочены восстанавливать ранее отменённые санкции.
Впоследствии этот спор продолжал обостряться, достигнув кульминации на заседаниях Совета Безопасности 19 и 26 сентября 2025 года. Однако Служба связи ООН опубликовала два фиктивных отчёта об этих заседаниях, ложно утверждая, что «Совет Безопасности одобрил возобновление санкций ООН против Ирана»6. Затем Генеральный секретарь заявил о своём решении установить эти санкции7.
Однако на этом дело не закончилось. Сначала Россия направила письмо Генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу, напомнив ему о своих обязательствах8. Затем, наряду с Китаем и Ираном, она обратилась к Генеральному директору Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэлю Гросси. Эти три страны ссылались не на резолюцию Совета Безопасности 2231, а на резолюцию, принятую Советом управляющих Агентства 15 декабря 2015 года9. Их аргументация остаётся прежней: существует иерархия норм, признающая верховенство резолюций Совета Безопасности над договорами, даже многосторонними. Более того, Германия, Франция и Великобритания, «которые сами нарушили обязательства, принятые ими в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и резолюции 2231 (2015), и не исчерпали процедуры, установленные в рамках механизма урегулирования споров, не в праве ссылаться на его положения». Тем самым они уведомили Рафаэля Гросси о том, что все меры, предусмотренные резолюцией 2231, были выполнены с 18 октября 2025 года. «Указанное кладёт конец обязательству, данному Генеральному директору МАГАТЭ, сообщать о деятельности по проверке и мониторингу, проводимым в соответствии с этой резолюцией».
Не будем заблуждаться: если эти три государства будут упорствовать в своём абсурдном толковании резолюции 2231 и попытаются навязать её МАГАТЭ, то именно они поставят под угрозу само её существование. В июне Рафаэль Гросси рисковал положить конец её существованию, позволив ввести себя в заблуждение заключениями искусственного интеллекта, которые противоречили наблюдениям его инспекторов. Он поддержал идею о том, что Иран находится на грани завершения разработки атомной бомбы, оправдав «12-дневную войну», прежде чем отказаться от своего заявления10».
2 «A World View Interview with Benjamin Netanyahu», Channel 2, YouTube, 2011.
3 “Letter from Jean-Noël Barrot, David Lammy and Johann Wadephul stating that Iran is not respecting its commitments to the JCPoA”, by David Lammy, Jean-Noël Barrot, Johann Wadephul, Voltaire Network, 28 August 2025.
4 «Письмо Ван И, Сейеда Аббаса Арагчи и Сергея Лаврова о срыве СВПД», Сергей Лавров , Аббас Аракчи, Wang Yi, Сеть Вольтер, 28 августа 2025.
5 «Déclaration conjointe de la France, de l’Allemagne et du Royaume-Uni à propos de l’Iran», Réseau Voltaire, 12 janvier 2020.
6 «Le Conseil de sécurité s’oppose au maintien de l’allégement des sanctions de l’ONU contre l’Iran» et «Nucléaire iranien: le Conseil de sécurité entérine le retour aux sanctions de l’ONU contre l’Iran en rejetant une prorogation de la résolution 2231 de 2015», Nations unies.
7 «Генеральный секретарь вновь вводит санкции против Ирана», ООН (Генеральный секретариат) , Сеть Вольтер, 27 сентября 2025.
8 «Россия призывает ООН снять санкции с Ирана, нарушающие решения Совета Безопасности», Василий Небензя , Сеть Вольтер, 29 сентября 2025.
9 «Письмо Китая, Ирана и России в МАГАТЭ», Сеть Вольтер, 31 октября 2025.
10 «Что стоит за «12-дневной войной»», Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов , Сеть Вольтер, 1 июля 2025.
Возврат к списку
Другие материалы автора
- МОМЕНТ ИСТИНЫ: ЗАПАД ПЕРЕД НАСТУПЛЕНИЕМ РОССИЙСКИХ ВОЙСК[05.11.2025]
- АНТИРОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА И ПОДГОТОВКА ВОЙНЫ ПРОТИВ РОССИИ[30.10.2025]
- NOUVELLE TRADUCTION : ДОНАЛЬД ТРАМП ПРОТИВ АЛЬЯНСА «ГЛУБИННЫХ ГОСУДАРСТВ»[22.10.2025]
- ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЕННАЯ ПРОПАГАНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ[15.10.2025]
- БУДУЩЕЕ ГАЗЫ, КАКИМ ЕГО ВИДИТ БЕЛЫЙ ДОМ[05.09.2025]
- ЧТО СТОИТ ЗА «12-ДНЕВНОЙ ВОЙНОЙ»[02.07.2025]
- ЧТО НЕ СКАЗАНО О ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЕ ИРАНА[25.06.2025]
- КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ИРАНОМ[18.06.2025]
- ОТВЕТ ЧЛЕНОВ ЕС ПРЕЗИДЕНТУ ТРАМПУ[10.06.2025]
- ДОНАЛЬД ТРАМП РАЗРЫВАЕТ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ[04.06.2025]