• am
  • ru
  • en
Версия для печати
04.03.2016

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГРУЗИИ В ЯНВАРЕ 2016 ГОДА (обзор основных событий)

English

   

Джонни Меликян, эксперт Центра политических исследований НОФ «Нораванк», научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления РА

Внешнеполитическая жизнь Грузии в январе была достаточно пассивной после утверждения в минувшем году обновленного кабинета министров Грузии с новым премьер-министром страны – экс-министром информанных дел Георгием Квирикашвили. Тут же отметим, что сменил Квирикашвили на должности главы МИД Грузии выпускник Дипломатической академии МИД России Михаил Джанелидзе. Среди основных событий января следует выделить участие грузинской правительственной делегации в мероприятиях Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе и встречи с лидерами государств-партнеров, грузино-турецкие переговоры в Анкаре по новой модели таможенного администрирования, резолюцию Европарламента о реализации соглашений об ассоциации Грузии, Молдовы и Украины с ЕС, а также очередной виток похолодания в грузино-российских отношениях.

Первым зарубежным визитом нового главы правительства Грузии стало участие в мероприятиях Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, который проходил 20-23 января. В рамках визита грузинский премьер встретится с главами государств и правительств ряда стран: президентами Швейцарии Йоханом Шнайдер-Аманном (Johann N. Schneider-Ammann) и Азербайджана Ильхамом Алиевым, премьер-министрами Казахстана Каримом Масимовым и Нидерландов Марком Рююте. Кроме того, Георгий Квирикашвили встретился с помощником государственного секретаря США Викторией Нуланд (Victoria Nuland), экс-премьером Великобритании Тони Блэром и главами крупных корпораций и банков: председателем компании Tata Sons LTD Сайрусом Мистри (Cyrus P Mistry), исполнительным директором компании Washington State Investment Board Терезой Витмарш (Theresa J. Whitmarsh), с президентом Европейского инвестиционного банка Вернером Хойером, президентом Европейского банка реконструкции и развития Сумой Чакрабат.

На встрече с помощником госсекретаря США Викторией Нуланд были обсуждены «важные» вопросы двусторонних отношений и перспективы углубления экономического сотрудничества двух стран. Как сообщили в администрации правительства Грузии, помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии выразила «полную поддержку» правительству Грузии на пути интеграции в ЕС и НАТО. Кроме того, стороны также обсудили возможность первого визита Квирикашвили в США в ранге премьер-министра Грузии.

Следует отметить встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, в ходе которой стороны обсудили вопросы развития «добрососедских отношений и стратегического сотрудничества». «Встреча с Ильхамом Алиевым прошла в дружеской и теплой атмосфере. Мы действительно не говорили о поставках газа. Единственное что отмечу, так это то, что это вопрос чисто технического характера. Абсолютно никаких разногласий между нашими государствами нет. Наоборот, мы настроены очень оптимистично, совместными проектами, которые мы осуществляем проект “Шелкового пути”, “Баку-Тбилиси-Карс”…Мы создадим важный источник для экономического роста наших стран», – заявил Квирикашвили по итогам встречи.

Премьер-министр Грузии также отметил, что президент Азербайджана получил приглашение и в ближайшее время в очередной раз посетит с визитом Грузию. Данный факт интересен тем, что в последний раз Ильхам Алиев посетил Грузию с официальным визитом 5−6 ноября 2015г. В рамках визита И.Алиев встретился со своим грузинским коллегой Георгием Маргвелашвили, теперь уже бывшим премьер-министром Ираклием Гарибашвили и председателем парламента Давидом Усупашвили. Президент Азербайджана также встретился с неформальным лидером правящей коалиции «Грузинская мечта», экс-премьером Бидзиной Иванишвили.

Тогда визит проходил на фоне газовых переговоров Минэнерго Грузии с российским «Газпромом» по подписанию очередного контракта на обеспечение транзита российского газа по территории Грузии в Армению, а также возможной покупке дополнительных коммерческих объёмов российского голубого топлива для растущих нужд энергетики страны. Эти переговоры, которые ведутся еще с сентября 2015г., вызвали шквал критики и недовольства со стороны оппозиционных сил, части грузинского экспертного сообщества и общественных организаций, которые обвинили правительство в создании угроз национальной безопасности Грузии. Подобное спешное приглашение азербайджанского лидера указывает на то, что Баку, несмотря на свое показное «спокойствие», все же обеспокоен действиями официального Тбилиси по диверсификации энергопоставок в страну.

Подтверждением данной мысли является и то, что 13 января Тбилиси с рабочим визитом посетил президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР/SOCAR) Ровнаг Абдуллаев, который провел встречу с премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили. На встрече присутствовали руководитель SOCAR-Georgia Махир Мамедов, вице-премьер и министр энергетики Кахи Каладзе, заместитель главы Минэнерго Мариам Валишвили.

«Азербайджан для Грузии стратегический партнер. Несмотря на политические спекуляции, существующие в последнее время, хочу подчеркнуть, что стратегическое сотрудничество с компанией SOCAR крайне важно, и мы готовы обсудить вопросы углубления будущего сотрудничества. Азербайджан – друг Грузии и это самое главное», – заявил премьер-министр Грузии, подводя итоги встречи с руководством SOCAR.

Президент SOCAR, в свою очередь, назвал «важной» встречу с премьер-министром Грузии. Глава грузинского представительства SOCAR Махир Мамадов заявил, что на встрече были обсуждены технические возможности поставок газа в Грузию, особенно, в пиковый зимний период. По его словам, стороны согласились, что эксперты двух стран будут работать и дальше, а азербайджанская сторона будет максимально увеличивать объемы подачи газа, вплоть до 7 млн. кубометров в сутки.

По словам министра энергетики и природных ресурсов Кахи Каладзе, Грузии потребуются дополнительные объемы газа, чтобы удовлетворить увеличенную потребность в этом топливе. По его словам, увеличение поставок из Азербайджана, который удовлетворяет около 87% годового потребления Грузии, невозможно по «техническим» причинам, особенно, в зимний период, когда потребление газа в Грузии достигает своего пика. Для увеличения же объемов поставляемого компанией SOCAR газа будут необходимы «дополнительные инвестиции», в частности, для обустройства компрессорной станции.

Отметим, что согласно данным Компании по транспортировке газа Грузии, страна получает газ из двух азербайджанских источников. В 2015г. около 750 млн. кубических метров газа в Грузию поступили в рамках соглашения, которое было достигнуто в рамках Южнокавказского трубопровода. По этому трубопроводу осуществляется поставка газа из месторождения Шах-Дениз в Турцию через территорию Грузии. Кроме того, в 2015г. 1,35 млрд. кубометров газа были импортированы в Грузию в рамках отдельного соглашения с компанией SOCAR.

Что касается позиции самого Каладзе, то он ранее в интервью грузинским СМИ уже не раз заявлял, что Грузии недостаточно того объема газа, который на сегодняшний день поступает из Азербайджана. В этой связи он отметил важность переговоров с российской компанией «Газпром», с которой грузинская сторона не первый год ведет переговоры. «Исходя из того, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом спрос на потребление газа вырос почти на 19%, в этом году Грузии придется заполнить дефицит в 300−400 млн. кубометров российским газом», – заявил он.

Возвращаясь к Давосу, отметим, что уже в рамках своего выступлении на сессии Всемирного экономического форума «Евразия и современный Шелковый путь» премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили отметил, что Грузия становится страной с наиболее открытой экономикой в регионе, с самыми либеральной политикой регулирования и относительно низкими тарифами на энергоресурсы и квалифицированную рабочую силу. Согласно министру, Грузия имеет соглашения о свободной торговле со всеми странами региона, Евросоюзом и начала переговоры с Китаем, в то же время тесно сотрудничая с «соседями» – Казахстаном и странами Центральной Азии – для разработки единого подхода управления коридором Южного Кавказа. Грузинский премьер также подчеркнул «значимость» запуска первого транзитного поезда, который отправился из Китая в Турцию через Казахстан, Азербайджан и Грузию. По словам Квирикашвили, Грузия «пытается развивать» связи с Евросоюзом и странами региона, и в тоже время «снизить напряжение» в отношениях с Россией.

Грузия-Турция

В связи с инфраструктурными проектами, следует отметить также договоренность, достигнутую в конце января в Анкаре, в ходе встречи министра финансов Грузии Нодара Хадури и министра торговли и таможенным вопросам Турции Бюлент Туфекчи. Так, Грузия и Турция договорились о начале реализации с марта 2016г. трехлетнего пилотного проекта eTIR – электронный обмен информацией таможенными администрациями двух стран, связанный с операциями по международным дорожным перевозкам (TIR). Планируется, что в рамках реализации проекта железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс», проект упростит электронный обмен информацией между таможенными администрациями двух стран и таможенных процедур для грузов, перемещающихся по книжке TIR, посредством предварительного анализа рисков.

На фоне отмеченной выше информации турецкое издание Haberler.com сообщило, что принято решение о создании трехстороннего механизма с участием глав таможенных органов Турции, Грузии и Азербайджана. По информации издания, об этом сообщил Бюлент Туфекчи по итогам встречи с министром финансов Грузии.

Грузия-ЕС

Минувший январь также интересен европейской повесткой Грузии. Так, 21 января в Страсбурге Европарламент принял резолюцию о реализации соглашений об ассоциации Грузии, Молдовы и Украины с ЕС. Перед принятием данного документа, на прошедших в тот же день дебатах, еврокомиссар по вопросам европейской политики соседства Йоханнес Хан заявил членам Европарламента, что Грузия достигла «впечатляющего» прогресса в реформах и «пошла дальше», чем это было предусмотрено задачами Плана действий по визовой либерализации (VLAP).

Официальный Тбилиси в лице главы правительства приветствовал данный документ, выразив удовлетворение «твердой» поддержкой ЕС европейским устремлениям Грузии и процессу либерализации визового режима. Георгий Квирикашвили также выразил надежду на то, что ЕС в ближайшее время примет окончательное решение о введении безвизового режима для граждан Грузии. «Это принесет ощутимую пользу гражданам Грузии, а также предоставит больше возможностей бизнес-сообществу, особенно, малым и средним предпринимателям получить максимальную пользу от свободной торговли с ЕС», – заявил он.

Грузия-Россия

Конец декабря 2015г. в грузино-российских отношениях был позитивным и ознаменовался визовой либерализацией или упрощением процедуры получения деловых, рабочих и учебных виз любой кратности для граждан Грузии. Январь 2016г., в свою очередь можно считать сложным во взаимоотношениях двух соседних государств.

В конце месяца, 25 января, спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с РФ Зураб Абашидзе заявил грузинским журналистам, что к середине 2016г. не исключена вероятность полной отмены визового режима Россией для граждан Грузии. Однако, уже на следующий день, 26 января, в ходе пресс-конференции в Москве глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что официальная Москва готова в перспективе пойти на введение безвизового режима, добавив, что «будет странно в период, когда у нас (у Грузии и России) нет дипотношений, которые разрывали не мы». Данным заявлением был сделан акцент на то, что Москва не против введения безвизового режима с Тбилиси, но необходимо восстановление дипломатических отношений, которые были разорваны Грузией в 2008г. Для грузинского правительства данный шаг означал бы признание существующих реалий и наличия независимых Абхазии Южной Осетии, на что, как нам кажется, официальный Тбилиси не пойдет.

Еще одно заявление главы российского МИД о том, что взаимоотношения России и Грузии выходят из состояния «глубокой заморозки», тем не менее, не разбавило его мысль о необходимости установления дипотношений. Своим другим заявлением о наличии террористической угрозы в Панкисском ущелье Грузии и что террористическая группировка ДАИШ использует ее для тренировок, застало грузинское правительство врасплох и вызвало шквал критики как со стороны властных, так и оппозиционных кругов страны.

«Доходят сообщения, что ИГИЛовцы используют эту труднодоступную территорию для того, чтобы там тренироваться, отдыхать и пополнять свои запасы», – отметил глава МИД и добавил, что Москва в свое время была вынуждена ужесточить визовый режим с Тбилиси «во многом из-за того, что не исчезла террористическая угроза из Панкисского ущелья».

Комментируя заявление глав российского МИД, премьер-министр страны Георгий Квирикашвили отметил, что власти Грузии контролируют ситуацию в Панкисском ущелье страны. «Правительство Грузии осуществляет полный контроль, никакого риска террористической угрозы из Панкисского ущелья нет… Оттуда уехали несколько десятков человек для того, чтобы воевать в рядах “Исламского государства”, но на их въезд введен строжайший контроль, и, конечно, же тут действуют статьи Уголовного кодекса», – сказал Квирикашвили.

Солидарность с премьером выразил и специальный представитель премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зураб Абашидзе. По словам дипломата, из Панкисского ущелья отправились в Сирию и примкнули к «Исламскому государству» около 30-ти человек, и в случае их возвращения в Грузию на основании законодательства страны в отношении них будет возбуждено уголовное дело. Абашидзе также напомнил главе российского МИД, что Грузия принимает активное участие в усилиях международного сообщества, направленных против терроризма.

Останавливаясь на проблеме выходцев из Грузии, воюющих в рядах ДАИШ, отметим, что согласно отчету МВД Грузии по антитеррористической деятельности в стране за 2015г., следственные органы страны возбудили 14 дел о терроризме. На сегодняшний день в Грузии уже задержано девять человек по обвинению в связях с террористической организацией ДАИШ, за последние годы в рядах которой уже погибло 15 выходцев из Грузии – 14 жителей Панкисского ущелья и один житель Аджарии. Заместитель главы Службы госбезопасности Грузии Леван Изория ранее отмечал, что его ведомство располагает информацией о нахождении в Сирии в рядах террористических организаций около 50 граждан страны. Самым известным выходцем из Грузии является Тархан Батирашвили или Абу Умар аль-Шишани.


Возврат к списку
Другие материалы автора