• am
  • ru
  • en
Версия для печати
17.03.2016

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГРУЗИИ В ФЕВРАЛЕ 2016 ГОДА (обзор основных событий)

English

   

Джонни Меликян, эксперт Центра политических исследований НОФ «Нораванк», научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления РА


В отличие от января, февраль можно назвать активным месяцем для внешнеполитической жизни Грузии. Как и в январе, когда премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили посетил знаковое мероприятие – Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе (см. обзор за январь 2016 года), в феврале значительным событием стал его визит (13-14 февраля) в Германию, где он, в качестве главы грузинской делегации, принял участие в 52-й Мюнхенской конференции по безопасности. Однако, кроме данного внешнеполитического события, следует упомянуть и другие не менее важные, на которых мы остановимся подробнее ниже. Среди них: официальный визит премьер-министра Грузии в Чехию; официальный визит министра обороны Грузии в Армению; официальный визит главы МИД Турции в Грузию и очередная встреча глав МИД Азербайджана, Грузии и Турции в Тбилиси; грузино-иранские переговоры и снятие визового режима для граждан ИРИ.

В рамках визита в Германию, на 52-ю Мюнхенскую конференцию по безопасности, Георгий Квирикашвили встретился с рядом глав государств и правительств. На встрече с президентом Украины Петром Порошенко он обсудил вопросы торгово-экономических отношений двух стран и перспективы их углубления. В Мюнхене Квирикашвили также встретился с президентами Литвы, Эстонии, Болгарии и Словении, а также со своими коллегами из Норвегии и Черногории, с верховным представителем ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерикой Могерини и прокурором Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсудой (Fatou Bensouda).

Отметим, что в состав грузинской делегации входили министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе, министр обороны Тина Хидашели, председатель парламентского комитета по внешним отношениям Тедо Джапаридзе и чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Германии Ладо Чантурия.

Кроме личных встреч, Георгий Квирикашвили принял участие в тематической встрече конференции «Будущие направления к евроинтеграции», где выступил с докладом. Основной контекст выступления главы грузинского правительства касался взаимоотношений Грузии с ЕС и Североатлантическим альянсом. Кроме того, в своей речи он отметил, что любая неудача в плане европейской повестки дня для Грузии будет использована т.н. «антиевропейскими» силами в стране и, следовательно, важно, чтобы все успехи Грузии были максимально восприняты и оценены европейскими лидерами. Данное заявление связано, прежде всего, с процессом визовой либерализации Грузии и планируемым упразднением виз для граждан Грузии при въезде в Шенгенскую зону. Грузинский премьер заявил также о том, что визовая либерализация Грузии с ЕС ни в коем случае не должна быть связана с текущей проблемой мигрантов в Европе.

Премьер-министр Грузии 22−23 февраля посетил с официальным визитом Чехию, где провел встречи с президентом страны Милошем Земаном, премьер-министром Богуславом Соботкой, министром промышленности и торговли Яном Младеком, председателем Палаты депутатов парламента Чехии Яном Гамачеком, председателем чешского Сената Миланом Штехом и грузинскими студентами, обучающимися в Праге. В состав правительственной делегации вошли вице-премьер, министр экономики Дмитрий Кумсишвили, министр сельского хозяйства Отар Данелия и заместитель министра иностранных дел Гиги Гигиадзе.

По информации пресс-службы правительства Грузии, во время встречи с президентом Чехии стороны рассмотрели вопросы политико-экономического сотрудничества двух стран и отметили, что у стран есть большой потенциал для развития торгово-экономических отношений. Квирикашвили также отметил важность своевременного завершения Евросоюзом процесса либерализации визового режима для граждан Грузии, так как страна успешно выполнила все технические требования. Премьер-министр Чехии, в свою очередь отметил, что Чехия поддерживает стремление Грузии вступить в Евросоюз и НАТО, выражая готовность «поделиться с Грузией опытом в этом направлении».

Грузия-Армения:

В контексте армяно-грузинских межгосударственных отношений в феврале текущего года следует отметить трехдневный (31 января – 2 февраля) официальный визит министра обороны Грузии Тинатин Хидашели в Ереван, в рамках которого стороны обсудили вопросы двусторонней повестки дня, международной и региональной безопасности, а также подписали Программу военного сотрудничества на 2016 год.

Традиционно в военном сотрудничестве Грузии и Армении не малую роль играет образовательный компонент: обмен опытом в сфере миротворчества, военного образования, профессиональной подготовки и стратегического планирования. Активное сотрудничество Армении и Грузии началось еще с 2010 года, когда постепенно началось формирование договорно-правовой базы в этой сфере. Стороны начали развивать кооперацию в рамках годовых программ сотрудничества. Кроме того, ежегодно определенное количество армянских военных проходят обучение в военных учебных центрах Грузии.

Министр обороны Армении Сейран Оганян на встрече с грузинской коллегой отметил, что, несмотря на различия в системах безопасности, «это не мешает созданию платформы тесного сотрудничества нашими народами и странами для обеспечения региональной безопасности», а также добавил, что как в Армении, так и в Грузии «осознают и уважают приоритеты каждой из сторон, а также решения по обеспечению национальной безопасности».

«Конечно, мы находимся в разных военно-политических блоках, но я нахожусь здесь для того, чтобы говорить о вопросах, которые нас объединяют. В первую очередь, речь о стабильности и мире в нашем регионе», – подчеркнула Тинатин Хидашели.

Грузинский министр также отметила, что взаимоотношения с третьими странами не скажутся на армяно-грузинских отношениях, в том числе и в сфере военного сотрудничества двух стран. «Азербайджан наш стратегический партнер, Турция соседняя страна и член НАТО, которая поддерживает инициативы Грузии в отношениях с альянсом, за что Грузия благодарна Турции. Однако, несмотря на это, Грузия и Армения сотрудничают в оборонной сфере и будут продолжать это делать также в будущем», – сказала она.

Тем не менее в визите грузинского министра просматривается также политическая составляющая, связанная с парламентскими выборами в Грузии, предстоящими в октябре текущего года. Цель – получение максимальной поддержки граждан Грузии армянской национальности на фоне недавних изменений в избирательном законодательстве – упразднении мажоритарного избирательного округа в армянонаселенном районе Ниноцминда (его объединение с Ахалкалакцким округом) и армянофобской истерии в грузинскоязычном сегменте соцсети Facebook, что также можно связать с предвыборным периодом.

Формат визита и программа встреч также подтверждают наличие политической составляющей. В ходе своего армянского вояжа Хидашели также провела встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном, премьер-министром Овиком Абрамяном, председателем Национального собрания Галустом Саакяном, главой МИД Эдвардом Налбандяном и Католикосом всех армян Гарегином II.

Грузия-Азербайджан-Турция:

За истекший месяц активными были и грузино-азербайджанские и грузино-турецкие отношения, которые в большей части сводятся к трехстороннему формату межгосударственных отношений и сотрудничества. Так, 19 февраля в Тбилиси состоялась очередная, уже пятая, встреча глав МИД Азербайджана, Грузии и Турции.

Отметим, что первая подобная встреча состоялась 8 июня 2012 года в турецком городе Трапезунд, при правительстве экс-президента Михаила Саакашвили, где стороны подписали соответствующую Трапезундскую декларацию, заложив основу формату трехстороннего сотрудничества на уровне глав МИД трех стран. Встреча в данном формате была намечена на конец 2015 года, однако не состоялась в связи с кадровыми изменениями в Грузии и назначением экс-главы МИД страны Георгием Квирикашвили на пост премьер-министра. Предыдущая же встреча состоялась в турецком Карсе 10 декабря 2014 года, когда по ее итогам главы МИД Грузии, Азербайджана и Турции подписали совместное заявление.

По сложившейся традиции по итогам тбилисской встречи министры иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе, Азербайджана Эльмар Мамедъяров и Турции Мевлют Чавушоглу приняли совместное заявление и провели пресс-конференцию. В принятом заявлении было отмечено, что министры выразили удовлетворение регулярными встречами в трехстороннем формате, отметили стремления по усилению мира, стабильности и безопасности в регионе. Стороны также подчеркнули значение ранее принятых документов: Трапезундской декларации, Батумского коммюнике от 28 марта 2013 года, Гянджинское и Карсское заявления от 19 февраля 2014 года и 10 декабря 2014 года, а также план трехстороннего сотрудничества на 2013−2015 годы.

Кроме проблем региональной безопасности, в документе нашли свое место также вопросы противодействия терроризму, так как данная встреча проходила на фоне беспрецедентных терактов в Анкаре и Диарбекире 17-18 февраля, в результате которых пострадало несколько десятков турецких военнослужащих и граждан. Стороны в один голос заявили, что, несмотря на опасность терроризма, «турецко-грузино-азербайджанским трехсторонним проектам ничего не угрожает».

На совместной пресс-конференции глава МИД Азербайджана заострил внимание на вопросах необходимости усиления трехстороннего сотрудничества в сфере региональной безопасности и борьбы с терроризмом.

«Необходимо еще большее усиление сотрудничества в сфере безопасности. Должны сотрудничать правоохранители всех трех стран», – заявил Эльмар Мамедъяров.

Глава МИД Турции выразил полную поддержку «территориальной целостности и суверенитету» Грузии и Азербайджана. По словам Чавушоглу, он «не признает независимость Абхазии и т.н. Южной Осетии». Также Чавушоглу вспомнил про карабахский конфликт, отметив, что Турция признает «территориальную целостность Азербайджана». Чавушоглу отметил, что «вооруженные силы Армении должны покинуть территорию Карабаха».

По словам грузинского министра, единственным путем урегулирования конфликтов является их мирное разрешение, что по его словам нашло место в принятом заявлении от имени министров иностранных дел трех стран.

«Что же касается проектов, мы приложим максимальные усилия, чтобы начатые проекты развивались успешно», – заявил Михаил Джанелидзе.

Как и было намечено, после тбилисской встречи главы МИД трех стран отправились в Карцахи (регион Самцхе-Джавахети), где осмотрели грузинский участок железнодорожной магистрали «Баку-Тбилиси-Карс», на котором практически завершены ремонтные работы. Как было заявлено по итогам визита, на первом этапе пропускная способность новой железной дороги будет 1 млн. пассажиров и 5 млн. тонн груза в год. Далее объем грузов будет постоянно расти и ко второму этапу стороны планирует перевозку до 15 млн. тонн грузов в год.

Грузия-Турция:

Помимо этого, за два дня до встречи глав МИД в трехстороннем формате, состоялись отдельные грузино-турецкие межгосударственные переговоры, на которые 17 февраля с первым официальным визитом в Грузию прибыл глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. Глава турецкого внешнеполитического ведомства встретится как со своим грузинским коллегой Михаилом Джанелидзе, с президентом Грузии Георгием Маргвелашвили, премьер-министром Георгием Квирикашвили и председателем парламента Давидом Усупашвили.

На встрече в Тбилиси главы МИД Грузии и Турции обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и заявили о договоренности по созданию грузино-турецкого Стратегического совета, которая была достигнута в ходе встречи премьер-министров двух стран на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе. По словам Мевлюта Чавушоглу, первая встреча грузино-турецкого Стратегического совета на уровне премьер-министров должна состояться в течение текущего года, где главы правительств детально рассмотрят совместные проекты двух стран.

На встрече со своим грузинским коллегой, глава МИД Турции также выразил полную поддержку интеграции Грузии в «евроатлантическое пространство» и добавил, что на всех встречах с партнерами и представителями стран-членов НАТО, Турция фиксирует поддержку вступления Грузии в Альянс. Что касается отношений с Евросоюзом, то, по его словам, Грузия весьма продвинулась вперед. Михаил Джанелидзе, в свою очередь, заявил, что Турция – «ближайший друг», с кем у Тбилиси «стратегические отношения». По его словам, указанный формат Стратегического совета углубит политический диалог между двумя странами.

В контексте грузино-турецких отношений следует также отметить визит (24-25 февраля) вице-премьера, министра экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрия Кумсишвили в Турцию, где тот встретился со своим турецким коллегой Мустафой Элиташем, с кем обсудил вопросы углубления двусторонних торгово-экономических отношений. Как сообщили в Минэкономики Грузии, стороны также обсудили вопросы еще более эффективного задействования соглашения «О свободной торговле» между странами и рассмотрели возможности, имеющиеся у грузинского экспорта на турецком рынке. Грузинский министр также выразил надежду на то, что в ближайшее время начнется пересмотр соглашения «О свободной торговле с Турцией», в том числе и «тарифных барьеров», что, в конечном итоге, будет полезно как Грузии, так и Турции. В заключительный день своего визита, Дмитрий Кумсишвили встретился с ведущими турецкими компаниями, которые заинтересованы в осуществлении инвестиций в различные секторы экономики Грузии.

Грузия-Иран:

Истекший февраль можно смело назвать месяцем Ирана во внешней политике Грузии. После трехлетнего перерыва и заморозки торгово-экономических и политических отношений, в начале месяца, 8 февраля, заместитель главы МИД Грузии Давид Джалагания вручил официальную ноту представителям посольства ИРИ в Тбилиси, в котором сообщалось о снятии визового режима для граждан Ирана с 15 февраля, задействованием соглашения «О двусторонней отмене виз для владельцев обычных паспортов между правительствами Грузии и Исламской Республики Иран». Согласно соглашению, граждане Ирана смогут находиться на территории Грузии без виз в течение 45 дней.

В первый раз Грузия и Иран подписали соглашение об отмене виз для граждан двух стран 3 ноября 2010 года, во время визита тогдашнего министра иностранных дел Исламской Республики Иран Манучера Моттаки в Тбилиси. Безвизовый режим начал действовать с конца января 2011 года. Однако после смены власти в Грузии в 2013 году правительство коалиции «Грузинская мечта» упразднило безвизовый режим в одностороннем порядке. Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили тогда заявил, что отношения между Тбилиси и Тегераном по-прежнему добрососедские и что решение о введении виз для граждан Ирана было обусловлено рекомендациями ООН. В свою очередь, Иран в одностороннем порядке упразднил визовый режим для граждан Грузии в 2015 году.

Уже 9 февраля информацию об отмене визового режима Грузии с Ираном подтвердил и премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили во время телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Роухани. По информации пресс-службы правительства Грузии, стороны обсудили вопросы торгово-экономических отношений, углубление сотрудничества в сфере туризма и культуры. Кроме того, стороны обсудили ситуацию в регионе, отметив, что его развитие зависит от международной безопасности.

«Грузия может сыграть важную роль в вопросе торговли между Ираном и Черноморским регионом…Экономическое и культурное сотрудничество между Ираном и Грузией должно усилиться, как никогда», – отметил президент Роухани.

По имеющейся информации, грузинский премьер-министр пригласил Хасана Роухани посетить с визитом Грузию. Подтверждая информацию об отмене визового режима с Грузией, заместитель посла Ирана в Грузии Мохсен Кебряй отметил, что в 2013 году безвизового режима отразилась на торговом обороте между Грузией и Ираном. Согласно ему, если в 2012−2013 годах торговый оборот между странами составлял около $200 млн., то на сегодняшний день он доходит до $130 млн. Он также добавил, что транзитный потенциал Грузии, который раньше использовался Ираном, по сей день остается неиспользуемым.


Возврат к списку
Другие материалы автора