
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ПЕРЕД СТРАНАМИ ЧЕРНОМОРСКОГО РЕГИОНА
О.З. полковник Марин Черкезов – кандидат в депутаты болгарского Парламента от политической партии «Альтернатива за Болгарское возрождение» (АБВ), бывший начальник контрразведки и Службы по борьбе с терроризмом Варненской области (Республика Болгария)
Отношения в морях и океанах подчиняются принципам и нормам международного морского права. Основные принципы: свобода плавания кораблей в открытом море, свобода полетов над открытым морем, право мирного перехода через территориальные воды, право транзитного перехода через международные проливы и перелет над ними, право на исследовательскую деятельность и рыбную ловлю.
Вместе с государствами влияние на формирование международного морского права оказывают международные организации. Значимое участие, после ООН, имеет Международная морская организация (ИМО). Нормы между¬народного морского права разрабатываются и Международным морским комитетом, межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО, Международным советом по исследованию морей, Международной организацией морских спутниковых связей.
Морские пространства классифицируются в соответствии с правовым статусом:
1. пространства под суверенитетом прибрежного государства, составная часть государственной территории.
2. международные (общие) пространства – их могут использовать все государства на равноправном основании (открытое море, район морского дна и воздушное пространство над ним);
3. пространства со смешанным правовым режимом (континентальный шельф и исключительная экономическая зона).
Особый правовой режим имеет Черное море, потому что, как и Балтийское, является «закрытым морем». Понятие «закрытое море» введено в договорную практику с конца XVIIIв. и начала XIXв., а Конвенция ООН по морскому праву 1982г. дала определение понятия: «закрытое или полузакрытое море означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или больше государствами и связанное с другим морем или океаном узким протоком, или составленное полностью или преимущественно территориальными морями и исключительными экономическими зонами двух или больше прибрежных государств». Конвенция не предусматривает конкретного правого режима, а рекомендует государствам, граничащим с закрытыми или полузакрытыми морями, непосредственно или через подходящую региональную организацию стремиться к координации, управления и сохранения живых ресурсов, к защите морской среды, к совместным научным исследованиям, а также к сотрудничеству с государствами без выхода к побережью и международными организациями.
Эта правная система принята Конвенцией ООН 1982г. в соответствии с Конвенцией черноморских проливов, принятой в 1936г. в Монтре (Швейцария). Она постановила, что Черное море открто для плавания через черноморские проливы и свободно для всех государств мира. Особенности существуют единственно для военных кораблей:
1) Военные корабли черноморских государств – чтобы пройти, 8 дней до этого должны предупредить Турцию; подводные корабли должны плавать в надводном състоянии; тяжелые линейные корабли могут проходить только по одному, в сопровождении 2-х меньших миноносных кораблей. Нет ограничений в численности и времени.
2) Военные корабли нечерноморских государств, кроме вышеуказанных требований, нуждаются в приглашении черноморской страны; государство, чей корабль приглашен, не может быть воюющим, пребывание кораблей в акватории Черного моря не может длиться больше 21 дней; размер и вес кораблей не могут превышать 15 000 брутто-регистровых тонн; численность кораблей должна вмещаться в рамках указанных брутто-регистровых тонн и не может превышавать число 9; общий тоннаж всех военных нечерноморских кораблей не может превышать 45 000 брутто-регистровых тонн.
Во время войны, если Турция является воюющей страной, позволяется свободное передвижение торговых кораблей, не принадлежащих стране, которая находится в состоянии войны с Турцией. Переход в военное время разрешен при условии, что не оказывается содействие противнику Турции. Переходящие должны входить в проливы только днем, по указанному турецкими властями пути.
В духе Конвенции ООН 1982г., стимулирующей сотрудничество между странами региона, включая Болгарию, была подписана «Стамбульская декларация» об учреждении Черноморского экономического сотрудничества (ЧИС). До 30.04.1999 г. ЧИС выполняла в основном роль межправительственного форума в многостороннем экономическом сотрудничестве. Ее решения не имели обязывающего правового характера. С 01.05.1999г. начала функционировать Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Она координирует и помогает сотрудничеству стран-членов в следующих областях: торговля и экономическое развитие; банковское дело и финансы; коммуникации; энергетика; транспорт; туризм; земледелие; здравоохранение и фармацевтика; сохранение окружающей среды; наука и технологии; статистика и экономическая информация; борьба с организованной преступностью, терроризма и нелегального трафика людей, наркотиков и радиоактивных материалов; погранично-пропускной режим и таможенные вопросы; контакты между людьми. Основной орган ЧЭС – Совет министров иностранных дел стран-членов, который проводит регулярные заседания два раза в году. Конкретные проекты и программы разрабатываются в 14 рабочих группах. Совместные проекты стимулируются специально созданным Фондом предпроектных тренингов. Существенную роль в стимулировании региональной торговли и инвестиций играет Черноморский банк торговли и развития (Салоники, Греция). Приоритетное значение для ЧЭС имеет сотрудничество с Европейским союзом. ЧЭС активно сотрудничает с Экономической комиссией ООН для Европы, ФАО, Всемирным банком и Всемирной торговой организацией. Страны-члены: Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Молдова, Румыния, Российская Федерация, Турция, Украина и Сербия. Наблюдатели: Австрия, Беларусь, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, США, Словакия, Тунис, Франция, Хорватия и Чехия. У ЧЭС подписанные договора о секторном сотрудничестве с Союзом ассоциаций о международных перевозках в регионе: ЧЭС-САМП, с Ассоциацией портов в Черном и Азовском морях; с Международной ассоциацией хозяев кораблей в Черном море, с Ассоциацией производителей компаний, делающих ремонт кораблей в Черноморском регионе, с Региональным сообществом в области коммуникаций; с Черноморской университетской сетью.
Не стоит упоминать все 204 войн и конфликтов, которые начались и в которых участвовали США после конца ВМВ. Остановимся лишь на некоторых с 1990г. после распада СССР: Ирак, Египет, Ливия, и в целом северный африканский берег, Йемен, Сомали, Сирия, Ливан, Иран (неудачно), Грузия, Украина. И все по одной и той же модели – арабские или другие «весны». Или цветные революции, основной цвет которых – цвет крови, причем обильной. И это кровь не их сыновей или отцов, а «порабощенных» и «униженных» народов, которые имели неблагоразумие выбрать демократическим способом таких «злодеев, диктаторов и военных преступников», как, скажем, Муаммар Каддафи, Милошевич, Садам Хуссейн, Янукович, Башар Асад. Если это так, господа гуманные и человеколюбивые демократы, если они такие злодеи, почему вице-президент США Джо Байден через 17 лет извинился перед сербским и черногорским народом? И вы что, сожалеете? Утешили семьи невинно погибших в центре Европы? Или вам стало стыдно от слов Папы Франциска, который публично извинился за все преступления против коренного населения Южной и Центральной Америки, за Геноцид против них, во имя Бога? Если вы на самом деле поняли силу личного примера, могли бы начать с вашего коренного американского населения, самым демократичным способом загнанным в резервации, подобно евреям в нацистских концлагерях. Индейцы сейчас протестируют против строительства газопровода с севера США на юг, вступают в стычки с полицией, их бьют, репрессируют, арестовывают.
Последнее лето на самом деле было горячим в Европе, на Балканах и Черном море. Логика понятная: агрессивная политика НАТО против России продолжается. НАТО прежде всего военный блок, отражающий интересы США и англо-американской оси старого континента. Понятно, что ответы России тоже будут военными, защищающими ее интересы. Третья мировая война из гибридной входит в горячую фазу, покрывающую фронт от Северной Африки, Ближнего Востока, Турции, Балкан, Украины, Польши и Прибалтики.
После блестящей операции России в Сирии, положение НАТО на южном фланге усложнилось. Поэтому теперь они перенаправляют усилия на Северный фронт – по рубежу от Прибалтики до Черного моря и Турции. В конце лета должна была быть эксплозия. Однако, как мы уже знаем, операция 15.07.2016г. провалилась, и план отстрела новейшего «диктатора и злодея» в Европе и врага светского государства, и проводника неосманизма и терроризма и ислама не был реализован. Провал этой операции, названной «демократическим переворотом», заблокировал действия, которые, по-моему, были тщательно запланированы.
1. Открытие темы о новом государстве на Ближнем Востоке, названном Курдистан;
2. Начало гражданской войны по сирийской модели;
3. Отъем у Турции лидирующей позиции на Ближнем Востоке;
4. Упразднение улучшения отношений между Анкарой и Тель-Авивом, Анкарой и Тегераном, Анкарой и Москвой;
5. Остановка экономического роста Турции, упразднение проектов газо- и нефтепроводов;
6. Волна беженцев из Сирии, Афганистана, Ирака сочеталась бы с турецкой. Европа должна была принять Турцию в ЕС, не по договору, а в буквальном смысле слова;
7. Для нашего Черного моря это был бы конец Конвенции Монтре. И тогда оберегло бы нас НАТО от «русской опасности»? А кто бы нас оберег от НАТО?
Новая военная стратегия США в Европе предельно ясна: США переносят военную тяжесть от Франции, Германии и Брюсселя к странам Восточной Европы, делая их жертвами в качестве переднего заслона для Западной Европы против России. На Востоке открываются новые базы, туда посылают оружие, формируются новые военные структуры.
Появившиеся серьезные проблемы единства и эффективности НАТО, нежелание центральных государств увеличить милитаризацию экономики (расходы Германии, Италии и Франции не достигли требуемых 2% ВВП) вынудили США перейти к двусторонним военным отношениям с отдельными странами в рамках НАТО, создавать новые базы противоракетной обороны (ПРО). По последним данным, только 7 государств НАТО увеличивают финансирование своих вооруженных сил на 2016г.: на 19.9% Польша, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва и Словакия.
Систематическое окружение России со стороны США и НАТО продолжается. Основным театром военных действий ТМВ будет не Западная Европа, а так называемый «Интермариум» (междуморье): упомянутые 7 государств + Беларусь, Украина, Румыния и Болгария. «Интермариум» превращается в самую опасную геополитическую и военную идею на земле.
России ничего не остается, кроме как реагировать нужным образом, чтобы упразднить фактор неожиданности со стороны НАТО. Однако, по сравнении с эпохой до ВСВ, сейчас Россия имеет намного меньше пространства для маневра в западном направлении, особенно после переворота в Киеве и вероятной агрессии НАТО через Украину и Прибалтику. Поэтому не имеет значения, где и под каким предлогом США начнут войну: Россия будет вынуждена использовать ядерное оружие, в соответствии со своей военной доктриной. Если, не дай бог, начнется ядерная война с Россией, у большинства жителей Восточной Европы будет только один выбор – смиренно ожидать смерти, потому что выжившие будут завидовать мертвым.
В войне между НАТО и Россией больше всех пострадают Украина, Прибалтика, Норвегия, Англия, Германия, Голландия и Бельгия: там сосредоточены базы и силы Пакта. Поэтому сейчас их перебрасывают на Восток, в «интермариум». Подготовка идет, в том числе, на последних маневрах «Анаконда 16» в Польше, с участием на 25 000 военных из 19 стран НАТО и 6 партнеров – Грузия, Украина, Косово, Македония, Швеция и Финляндия. Накануне «Анаконды 16» Польша сообщила, что увеличит количество вооруженных сил с 100 000 до 150 000 в 2017г.
Из-за этого и из-за дислокации американских баз ПРО Польша и Румыния в случае ядерной войны превращаются в так называемую «нулевую зону». Конечно, все оправдывается тем, что «агрессивная Россия угрожает самому миролюбивому альянсу в мире – НАТО, и нагло приближает его границы». Это был лейтмотив встречи на высоком уровне НАТО в Варшаве 08-09.07.2016г. Главным было обсуждение политической игры с основополагающим актом Россия-НАТО с 1997г.
Напомним, что в 1997г. Россия и НАТО подписали договор, в котором Североатлантический альянс заявил, что не намерен размещать крупные военные подразделения и тактическое ядерное оружие на территориях новых стран-членов. В Варшаве пересмотрели этот акт. Польша уже сделала это в 2015г. НАТО приняло решение, которое де-факто пересматривает договор и дает возможность разными трюками и терминами, как например «ключевой союзник вне НАТО», «партнерство во имя мира», ввести постоянные военные подразделения и даже ядерное оружие в Восточную Европу. По первому вопросу НАТО приняло решение расположить 4 батальона по 1 000 военнослужащих в Польше и Прибалтике. По одному в каждой стране, соблюдая «ротационный принцип».
Что касается создания «Черноморской флотилии», то НАТО хочет увеличить присутствие своих военных кораблей в Черном море. Идея ясна: создать условия для блокировки России не только на суше, но и на море, ограничивая выход черноморского флота за пределы Черного моря, вопреки договоренностям Монтре.
По существу, черноморскую флотилию можно создать только за счет ВМС Турции, Болгарии, Румынии, с помощью НАТО, точнее Италии, Германии и США на ротационных принципах. А эти три государства не подписали Конвенции Монтре. С военной точки зрения, эта флотилия – отличная мишень для российских противокорабельных ракет «Бастион» с суши и ракет «Калибр» с воздуха и моря.
Возврат к списку