• am
  • ru
  • en
Версия для печати
12.10.2016

ГАГИК АРУТЮНЯН: БЕЗ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СЕГОДНЯШНЕМ МИРЕ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ И НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

   

Давид Степанян


АрмИнфо. Директор научно-образовательного фонда "Нораванк" Гагик Арутюнян в интервью АрмИнфо комментирует и делится своими ожиданиями от последних перестановок в правительстве Армении. Дает оценку участию Армении в проектах евразийской интеграции, говорит о важности прогнозирования в современном мире. Оценивает и дает рекомендации по противодействию существующим и будущим угрозам и вызовам безопасности Армении.

Отвечают ли, на Ваш взгляд, последние перестановки в правительстве чаяниям и требованиям нашего общества к власти, государственному устройству, менеджменту по разрешению многочисленных проблем страны. И вообще чего сегодня хотят, к чему стремятся все еще проживающие в Армении менее 3 млн. человек, и в какой мере все последние пертурбации отвечают нашим с Вами ожиданиям?

Я очень надеюсь, что происходящее в Армении не является просто кадровыми изменениями, поскольку эта формулировка, на мой взгляд, суть происходящего до конца не отражает. Последние изменения я бы характеризовал как системные, во всяком случае, в это очень хочется верить. Со дня основания Третьей республики минуло 25 лет и все это время мы двигались и совершали те или иные действия в алгоритме и представлениях неолиберальных догм. Это касается как политической, так и экономической системы Армении. Между тем эти методы в целом продолжают отвечать представлениям, имевшимся у победителей первой “холодной войны”. Итог всего этого, в общем-то, не очень радостен и утешителен, исключая карабахский вопрос в котором армянское сообщество вышло однозначным победителем на всех фронтах. По целому ряду экономических, научно-технологических, демографических, культурных, цивилизационных показателей Армения понесла огромные потери. Как минимум, это означает, что данная система, во всяком случае, в том в виде, в котором она у нас насаждена, работает не совсем эффективно. Мы должны осознавать, что, не имея достаточного уровня объема ВВП, а это, как минимум $10 тысяч на душу населения, ни одна страна мира решать свои проблемы не способна. Конечно, в Армении существуют тысячи организаций, ратующих за права человека, экологию и демократизацию страны. Все это очень хорошо, однако, на фоне отсутствия решения проблем экономических деятельность всех этих организаций малоэффективна. По некоторым оценкам, а их, кстати, очень мало, ВВП Третьей республики в два раза уступает ВВП Советской Армении. Да, мы справедливо жалуемся на олигархию, однако, забываем, что весь мир охвачен засильем олигархической системы. Поэтому, от этих жалоб мало что меняется.

Возникает извечный вопрос – а что делать?

Сегодня вся надежда на то, что преодолеть целый ряд экономических и, соответственно, сопутствующих проблем стране поможет системный подход. В нашем обществе появилась надежда, что нынешняя, малоэффективная система управления экономикой, наконец, будет изменена и будут применяться более обоснованные модели развития общества и страны. До сегодняшнего дня у нас, кстати, практически не было модели развития общества. И мы, между прочим, мало знаем чего мы, собственно, хотим и к чему стремимся. Поэтому наряду с экономическими инициативами и преобразованиями нам нужно поработать над осознанием того, куда и для чего мы, собственно, идем. В Армении, конечно, были попытки что-то прогнозировать, но они были очень слабые. Должен отметить, что без прогнозирования в сегодняшнем мире практически ничего не происходит и не получается. И на этом фоне некоторые высокопоставленные товарищи в правительстве совсем недавно вполне серьезно спрашивали “а зачем нам вообще нужно что-то прогнозировать?”. Поэтому появление в нашем правительстве интеллектуала, способного претворять качественно новые идеи в жизнь, впечатляет и позволяет надеяться на лучшее. Кстати, Карен Карапетян это доказал своей весьма эффективной деятельностью в тогда еще “АрмРосГазпроме” - Армения находится, в числе наиболее газифицированных стран мира. Это, пожалуй, единственный параметр по которому мы находимся на первых местах. И я очень надеюсь, что, несмотря на огромные трудности, ему удастся привнести логику в нашу экономическую и социальную политику.

Иными словами, для этого нужно думать категориями XXI-го, а не прошлого века?

Думаю, нам давно уже пора начать думать и работать в соответствии с реалиями нынешнего, а не прошлого века. Но, при этом, не нужно забывать и уже имеющегося опыта. Знаете, есть такое расхожее понятие, что постсоветские страны имеют непрогнозируемое прошлое. Поэтому, нам нужно осознать и собственные ошибки прошлого, откуда мы, куда пришли и что должны делать и куда идти. При этом, нужно помнить и о достижениях прошлого. Во Второй республике трудилось около миллиона специалистов сложных профессий – от сварщиков и токарей до микробиологов и физиков-теоретиков. Сейчас этот показатель снизился в 10 раз, что является для нас всех весьма тревожным сигналом. Ереванский государственный университет находится где-то на 2500-ом месте в списке лучших университетов мира и это притом, что армяне – народ к наукам способный. И это не ура-патриотизм, это факт. И для выхода на правильный путь, для разрешения наших многочисленных проблем нам нужно осмыслить как настоящее, так и прошлое с будущим. Закрывать глаза на проблемы более нельзя. И первый признак появления надежды на лучшее – осознание и признание самого факта наличия этих проблем.

Признания на самом высоком уровне, о чем свидетельствуют все последние назначения в правительстве?

Несомненно. Во всяком случае, эти назначения нацелены на изменения и улучшения ситуации в стране.

Многие связывают перспективу экономического процветания Армении исключительно с Западом-Евросоюзом. Многие с Севером, видя залог того же процветания в состоявшимся членстве страны в ЕАЭС. Оцените степень влияния внешних факторов на внутреннее развитие Армении.

Думаю, что они, конечно же, влияют. Однако, первичным в развитии страны является все же собственно армянский вектор. Сегодня, к примеру, в Армении вошла в моду русофобия. Меж тем, в период вхождения Восточной Армении в 1827 году в Российскую империю на территории сегодняшней Армении проживало всего 39 тысяч армян. Это не голые слова, а факты, содержащиеся в труде академика Ходжабекяна. Первая, Вторая и Третья республики, между прочим, также образовались на этой территории. Естественным союзником Армении Российская империя является и сегодня. И это касается не только Армении. Естественно, что у этой империи есть собственные геополитические интересы, которые иногда не совсем совпадают с интересами Армении. Это было, наверное, будет, и это вполне нормально. Вместе с тем, Армении, безусловно, следует развивать нормальные, равноправные отношения и с Западом. Нужно признать, что той демократии, которая есть на Западе, в Армении нет и быть не может по целому ряду причин, которые мы обрисовали выше. Но это не значит, что мы не можем и не должны взять все то хорошее, что есть на Западе. Та же Европа стала Европой вследствие рывка в развитии университетов, науки, технологий, что существенно повысило общую культуру в европейских странах. При этом, на мой взгляд, Армении нужно тесно сотрудничать в том числе и с Китаем, имеющим собственные, довольно развитые представления о геополитическом значении Армении и окружающего ее региона. Поэтому мне лично корни русофобских настроений в Армении непонятны, как и не понятны корни настроений антизападных. Я считаю это большой ошибкой, считая, что нам нужно учиться и пытаться взять и там, и там то, что будет работать у нас. И, при этом, идти своим собственным путем.

А членство в ЕАЭС этому не помеха?

Я так не думаю. Я оцениваю решение о членстве в Евразийском союзе как правильное и мудрое. А причины того, что дела Армении в ЕАЭС идут не очень хорошо, нужно искать в самой Армении, учитывая при этом, что и в самой России с экономикой все не так ладно. Но я надеюсь, что западные санкции в отношении России все же приведут к эффекту, которого их авторы явно не планировали. Россиян просто заставили мобилизоваться и начать работать именно санкциями. И в России уже есть слабый, но рост промпроизводства, наравне с оживлением научно-образовательного потенциала. Кстати, Армении есть чему поучиться и у Израиля. Я говорю это, прекрасно понимая и осознавая факт наличия достаточно многих различий между нашими странами.

Полностью разделяя подчеркнутую Вами важность прогнозирования в формировании внутренней и главное внешней повестки Армении, не могу не попросить Вас очертить спектр и векторы прогнозируемых угроз и вызовов нацбезопасности нашей страны, исходя из угроз уже существующих.

Прогнозирование и безопасность – понятия достаточно емкие. Поэтому свои рекомендации я, пожалуй, начну с представления состояния информационной безопасности Армении. Нам нужно существенно реформировать свое информационное поле, потому что сегодня т.н. гибридные войны не в последнюю очередь происходят посредством оказания мощного влияния на человеческое сознание и менталитет той или иной нации, народа. На мой взгляд, сегодня это самое опасное, что может угрожать не только нам, но и вообще всем. Существует несколько некорректная, но довольно емкая формулировка данного процесса – “оболванивание на глобальном уровне”. На мой взгляд, умные общества всегда смогут найти какие-то решения для противостояния этому насаждаемому оболваниванию.

В первую очередь для предотвращения войн со своим участием и человеческих жертв…

Совершенно верно. Это немаловажный фактор именно сегодня. В сегодняшнем мире, XXI веке любое начинание без интеллекта изначально обречено на провал. Особенно это касается Армении, имеющей не самое уютное географическое расположение. В этом свете, мы должны пытаться действовать в одной связке нация-армия, в духе чего говорил как раз новый министр обороны. Без развития “умных” технологий в Армении ответить на перманентно возникающие внешние вызовы и угрозы мы не в состоянии. Еще в 90-е в Армении начали создаваться определенные модели вооружений. И очень похоже, что развитие подобных производств инициировали именно апрельские уроки. Есть еще один вызов, также тесно взаимосвязанный как с безопасностью, так и с экономикой - демография. В опубликованном в свое время нашим фондом докладе, содержались рекомендации в направлении разрешения демографической проблемы. Краткая суть в том, что без триады содержащей развитие “мягких”, “жестких” и информационных технологий, проблема не решаема. Очень важна и идеологическая система общества. Наши исследования показывают, что наибольших успехов в своем развитии и обеспечении безопасности достигают страны, сумевшие построить правильную идеологическую основу общества. На мой взгляд, речь, прежде всего, идет о сочетании либерализма, консерватизма и социализма. В понятие «социализм» в Армении почему-то стало принято вкладывать негативную коннотацию, однако, при этом мы забываем, что в той же Европе существует 28 социалистических партий. Посредством упомянутой триады идеологий построили свою политическую систему англосаксы, китайцы. Какие-то наметки данного процесса чувствуются и в России. Никто просто так нас не защитит и не прикроет, поэтому ответы на все эти вызовы и угрозы нам нужно искать самим на основании имеющегося потенциала.

http://www.finport.am/full_news.php?id=26484&lang=2


Возврат к списку
Другие материалы автора