• am
  • ru
  • en
Версия для печати
14.09.2018

ПРОЩАНИЕ С ПРОШЛЫМ

   

Среда, 30 Октябрь 2013

Ара Марджанян

Коллаж автора.

"Самое грустное в нашей жизни это то, что наука приобретает знание быстрее, чем общество - мудрость".

Айзек АЗИМОВ

Фантастика и реальность

В далеком 1955-м был опубликован один из лучших фантастических рассказов А.Азимова "Мертвое прошлое". Огромного многообразия идей и раздумий хватило для публикаций сотен книг и статей, множества экранизаций и постановок, развивающих темы "Мертвого прошлого".

ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ТЕМ – ЛОЖЬ ИМПЕРИЙ. Например, намеренная идеологическая фальсификация истории Карфагена в хрониках имперского Рима (один из героев рассказа - скромный историк, личная драма которого заставляет его изучать историю и нравы Карфагена). Причем драматические перипетии сюжета выявляют, что фальсификация истории продолжается. Она продолжается в регулярных публикациях "института времени" о якобы проводившихся исследованиях Древней Историей. В этом и только в этом смысле прошлое оказывается "мертвым".

Другая тема – это раздумья о последствиях узкой специализации науки, о потере универсальности научного знания. Об этом другой шедевр Азимова - новелла "Профессия" об этических принципах научных и технологических исследований. О свободе распространения информации и цензуре. О положительных и отрицательных чертах государственного, а начиная с 2000г., когда, согласно рассказу, произошло окончательное слияние финансово-промышленных групп с международным правительством, и надгосударственного управления научными изысканиями с помощью грантовой системы финансирования.

Но важнейшая тема рассказа, вплетенная в канву событий, это история о том, как междисциплинарное развитие технологий приводит к возможности, а следовательно - и к реализации тотальной слежки за личностью, к потере личного пространства и приватности. И какие при этом происходят социальные, психологические и уголовно-правовые коллизии. В рассказе это происходит тогда, когда обезумевший от горя историк заставляет своего молодого коллегу-физика построить прибор для наблюдения и прослушивания событий прошлого. Причем это оказывается относительно несложным делом - установку удалось собрать из подручных средств прямо в подвале жилища историка. Но что такое "прошлое"? Когда оно начинается? Именно эти вопросы ставит перед героями рассказа некий чиновник из "института времени", призванный предотвратить саму возможность наблюдения за временем. И поясняет ошарашенным героям, что прошлое начинается сразу же после неуловимого настоящего. Таким образом рождена чудовищная технология тотального прослушивания и подсматривания – плохо осознаваемых героями рассказа вплоть до финальной сцены.

Реальность и Фантастика

Достойно удивления и специального исследования то, каким образом и почему сохранилась, более того - обострилась важность абсолютно всех тем этого рассказа Азимова для современного мира. И какое причудливое переплетение животрепещущих вопросов они предъявляют Армении сегодня.

КОГДА, ОТПРАЗДНОВАВ 22-ю ГОДОВЩИНУ НЕЗАВИСИМОСТИ ТРЕТЬЕЙ РЕСПУБЛИКИ, мы стоим перед теми же проблемами, что и век назад, в период республики первой. Здесь нас, однако, будет интересовать не геополитическая цикличность (в конце концов мы в ней не повинны, но втянуты в нее), но то, насколько внимательно мы как народ, как общество способны отслеживать и воспринимать реальность. Насколько адекватно мы способны ее анализировать. Какие вопросы мы задаем миру и себе.

Чтобы не утонуть в сложности и многообразии этих вопросов, мы обратимся только к весьма узкой, но очень характерной теме – к недавним громким разоблачениям бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности (АНБ) США Э. Сноудена, сделанным через британскую газету Guardian и к уже подзабытой истории с публикацией секретных сообщений Госдепартамента США и посольств США в разных странах мира, опубликованных сайтом Wikileaks в некоторых СМИ. Начнем со Сноудена.

12 июня сего года благодаря ему и газете Guardian миру стало известно о широкомасштабной программе Prism (официально - US-984XN), проводимой АНБ по перехвату, хранению и анализу электронных сообщений (э-писем) и телефонных переговоров по всему миру. Строго говоря, это не должно было стать сенсацией – о похожей программе "Эшелон", проводимой АНБ США в партнерстве с соответствующими агентствами Австралии, Канады, Новой Зеландии и Соединенного Королевства (геополитик тут увидит карту англосаксонского мира, стран Содружества и заодно географию системы предупреждении о ракетном нападении западного мира). А специалист-историк вспомнит секретный договор "Пяти глаз" 1946 года. Более того, 10 мая 2006 стало известно и о специализированной базе данных АНБ MAINWAY, хранящей номера абонентов, даты, длительность около двух триллионов телефонных звонков, произведенных в США.

ОДНАКО ИЮНЬСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ GUARDIAN ВСЕ ЖЕ СТАЛА СЕНСАЦИЕЙ. И по праву, так как, в отличие от прежних, содержала весьма интересные подробности. Например, стало известно, что базы данных АНБ хранят метадату о телефонных переговорах, перехваченных отнюдь не только в США, но и по всему миру. Выяснилось, что с АНБ в этом деле с разной степенью готовности сотрудничают все ведущие телефонные, интернет и IТ компании – Microsoft и Yahoo c 2007-го, Google и Facebook с 2009-го, Yоu Tube с 2010-го, Skype и AOL с 2011-го, Apple (возможно ) с октября 2012-го. Стало известно и то, что в рамках программы Prism можно перехватывать, хранить и обрабатывать не только метадату, но и саму суть разговоров и сообщений, все тексты, приложения к электронным письмам и т.д.

Но самым интересным, на мой взгляд, было сообщение о некой совершенно секретной компьютерной программе Boundless Informant ("Безграничный информатор"), призванной отображать перехваченную информацию в виде карт и структур (графов), построенных на основе выбранных оператором параметров. Например: временной отрезок, страна, тип сообщений (э-письма, телефонные разговоры), источник перехвата, "дело", по которому разрабатывается данный абонент, и т.д. Настоящей изюминкой стала публикация карты мира, построенная программой Boundless Informant за март 2013-го, где окраска стран соответствовала объему перехваченной за этот период информации. Об этой карте более подробно мы поговорим чуть позже. Теперь же подчеркнем два обстоятельства.

Во-первых, за последние десятилетия развитие компьютерной техники, инфраструктуры перехвата электронной и электромагнитной информации, информационных технологий и техники связи, средств хранения, обработки и визуализации огромных баз данных привели к возможности запечатлеть и хранить информационный отпечаток деятельности человечества в глобальном масштабе. Причем возрастание скорости перехвата и длительности хранения данных привело к тому, что этот информационный портрет начинает совпадать во времени с неуловимым настоящим. Сложившаяся ситуация является полной аналогией неожиданного синтеза "нейтриники" и "гравитационной оптики" из рассказа Азимова, сделавшей возможным прослушивание и наблюдение недавнего прошлого, все более совпадающего с настоящим.

Во-вторых, это оказалось отнюдь не дешевым и вседоступным средством, как об этом писал Азимов. Напротив, обладание подобными возможностями делит человечество на отдельные классы гораздо более резко и глубоко, чем понятие "золотого миллиарда", положения классического марксизма или понятия военно-стратегической мощи государств и военно-политических блоков. Этот новый водораздел – зови его "цифровым разрывом" (digital divide), "новым миропорядком" или, что предпочтительнее - "положениями мемуара Бромберга", - является новым диалектическим противоречием, силой неравенства, которая наряду с борьбой за природные ресурсы будет формировать социально-политическую жизнь на планете Земля в течение XXI века.

ИМЕННО ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ХАРАКТЕРНАЯ РЕАКЦИЯ МИРОВОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ на публикацию материалов Сноудена. Как, вероятно, помнит читатель, она была сродни землетрясению и вызвала не только ощутимое напряжение во взаимоотношениях между супердержавами, но и привела к ряду беспрецедентных событий в новейшей истории. За последние месяцы прошли специальные парламентские слушания и консультации, посвященные вопросам информационной безопасности и суверенности во многих странах мира. Подверглись коррекции официальные повестки визитов и встреч глав многих государств. А международная пресса никогда не печатала столько публикаций на столь интересные темы. Кстати, связь истории со Сноуденом и недавним прорывным развитием в деле урегулирования сирийского конфликта еще предстоит осмыслить.

Теперь самое время вернуться к карте, построенной программой Boundless Informant . Как следует из нее (рисунок 1), в течение 30 дней марта 2013г. по всему миру системой Prism было перехваченно 97,1 млрд интернет-сообщений (DNI) и 124,8 млрд телефонных (и эфирных) переговоров (DNR). Информация собиралась с помощью 504 отдельных станций-перехватчиков (SIGAD) и по более чем 27 тыс. "делам". Наибольший объем зафиксирован для Ирана (14,1 млрд DNI, 1,73 млрд DNR), Пакистана (12,52 млрд DNI, 13,76 млрд DNR), Иордании (12,7 млрд DNI, 1,64 млрд DNR), Египта (7,6 млрд DNI, 1,5 млрд DNR) и Индии (6.3 млрд DNI, 6,3 млрд DNR). Все эти страны (плюс Бангладеш) на карте окрашены в красный и темно-оранжевый цвета. Следующая по степени интенсивности перехвата группа стран на карте окрашена в оранжевый цвет. Она включает в себя: собственно США (2,9 млрд DNI), Германию, Кению, Ирак, Саудовскую Аравию, Китай и Армению (!). Интенсивность перехвата для остальных стран мира меньшая, и все они окрашены в разные оттенки лимонно-желтого и зеленого. Таким образом, Армения находилась (и, вероятно, находится) в поле более пристального внимания программы Prism, чем РФ, Грузия, Турция или Азербайджан, для которых зафиксирована самая низкая интенсивность перехвата в регионе. И это - в преддверии президентских выборов! Неужели все это настолько неинтересно? На этом, однако, сюрпризы Сноудена для Армении не кончаются.

Следующей сенсацией стала публикация Guardian от 31 июля, где говорилось о программе XKeyscore. Она, вероятно, является составной частью проекта Prism, ее интернет-перехватчиком. Солидное российское издание возбужденно писало по этому поводу: "Оказывается, американская шпионская инфраструктура расположена прямо в Москве! В презентации о XKeyscore есть карта нахождения 700 серверов глобальной системы тотальной слежки за любыми пользователями интернета. Эти серверы расположены в 150 странах мира, в том числе не только в Москве, но и в Киеве, и даже в Пекине!". Возбуждение это охватило не только Москву, ответа от Вашингтона потребовали и получили Германия, Китай, Бразилия, Великобритания и многие другие страны. И все это и многое другое, связанное с материалами Сноудена, продолжается по сей день. Дополним наших российских коллег: беглого взгляда на карту расположения серверов системы XKeyscore достаточно, чтобы увидеть: подобный сервер расположен не только в Москве, но и в Ереване, возможно, и в Баку (рисунок 2).

Вопросы, которые мы задаем

Однако вызывает уныние не это – в конце концов наше советское прошлое закалило нас в плане подслушивания и подсматривания. Но то обстоятельство, что наши СМИ (если не считать нескольких беглых перепечаток, полных неточностей и искажений), наше аналитическое сообщество (если не считать повторений весьма убогих, в основном российских комментариев) практически никак не отреагировали на все это. А все подробности материалов Сноудена, относящихся к Армении и о которых говорилось выше, остались незамеченными.

БОЛЕЕ ТОГО, НА СПЕЦИАЛЬНОЙ, ВСЕМИРНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ "СПРОСИТЕ СНОУДЕНА", организованной Guardian 17 июня с.г., "Армянский мир" (не одноименное издание, но обобщенное понятие, столь любимое некоторыми нашими деятелями) откликнулся всего одним-единственным вопросом - "Какова была зарплата у Сноудена в компании Booz Allen Hamilton"? Между тем вопросы, которые здесь можно задать, многочисленны, многообразны и чрезвычайно интересны. Они отнюдь не исчерпывались бы вопросами о деятельности АНБ США в Армении. Гораздо интереснее было бы узнать о деятельности в Армении аналогичных российских, израильских, турецких и азербайджанских структур. Или узнать о том, как и в какой степени защищена приватность наших разговоров и переписки от отечественных спецслужб. Да и просто от нездорового интереса тех юношей и девушек, что следят за нашим трафиком в офисах местных и зарубежных телефонных компаний и интернет-провайдеров. Что говорят по этому поводу законы и что они упускают? Каковы в этом смысле условия деятельности и правила игры для иностранных и отечественных интернет-провайдеров и телефонных компаний? И почему они таковы? Надеюсь, что эта публикация поспособствует составлению более полного и детального списка этих вопросов. Возможно даже, что некоторые из них получат ответ.

В целом, вероятно, следует признать, что никогда прежде грань, отделяющая прошлое от настоящего, не была такой тонкой, как теперь. Мы имеем полное право повторить за Жаном Бодрийяром – "оргия закончилась и наступило завтра". Одной ногой мы уже в будущем, и раядовой (раядовая?) Бредли (Челси?) Меннинг, Джулиан Ассанж и Эдвард Сноуден уже прочно стали рядом с Избранным, с хакером Нео, борцом с "Матрицей" (читай с системой), хранящим свои коды в великой книге "Симулякр и симуляция". И, вероятно, никогда прежде мы не оказывались столь не готовы к будущему, сколь сегодня.

Закончим, как и начали, цитатой из Азимова: "Ариман встал. Конечно, мы попробуем, но я согласен - слишком поздно. Я не знаю, в каком мире мы будем жить с этих пор, но наш прежний мир уничтожен безвозвратно. До сих пор каждый обычай, каждая привычка, каждая крохотная деталь жизни опиралась на тот факт, что человек может остаться наедине с собой, но теперь это кончилось. Вы втроем создали новый мир. Поздравляю вас. Счастливо плескаться в аквариуме! И вам, и мне, и всем. И пусть каждый из вас во веки веков горит в адском огне. Арест отменяется".

Продолжение следует.

Опубликовано в Взгляд

http://mostga.am/vzglyad/proshchanie-s-proshlym.html



Возврат к списку
Другие материалы автора