
НЕЗАВИДНАЯ СУДЬБА АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА (1)
Эрнест Григорьянпрофессор
Первая часть
Методы организации и управления армянского государства и армянского мира, а также любая осуществляемая армянами деятельность всегда подчинены Высшей цели.
Взглянем сначала на картину нынешней политической активности армян. Бросается в глаза главным образом партийная мобилизация и сопутствующее ей размежевание, выросшее на почве возмущения и гнева народа результатами последней войны. Партии поддерживаются и стимулируются рядом политиков, а также финансодателей – олигархов, банкиров и зарубежных фондов. Официальная поддержка размножению партий со стороны государства, их стимулирование материально-финансовой помощью обнажает прозрачные намерения государства расколоть общество на максимально большое число. А общество такое, что не пренебрегает любой копейкой, объясняя себе важность борьбы за власть, и при этом не представляя, а зачем им эта власть, и не повторят ли они все то, против чего ведутся пламенные речи? Этот полюс противостоит именующей себя официальной властью группе общественных и административных работников. Называть их государством, делать им большую честь, либо порочить и без того смутное понятие государства. Обрисованная картина далека от состояния консолидации. Сегодня армянское общество заражено полуанархическим функционированием, в котором смешалось поведение законопослушного гражданина и действия иностранных агентов.
Если законопослушный гражданин не знает, что требовать от государства, и зачем оно ему, то агент прекрасно подготовлен и четко следует полученным инструкциям. Перечислим только некоторые. Он должен сеять НЕНАВИСТЬ граждан ко всему, разжигать зависть к более богатым собратьям, препятствовать стремлению человека к самосовершенствованию и образованию, убеждать граждан, что достаток можно достичь только воровством, ежедневно внушать гражданам, что они РАБЫ, не имеют никаких прав и их задача только работать, содействовать тому, чтобы каждый гражданин всегда испытывал СТРАХ, причина страха не важна. Главное, чтобы страх ПАРАЛИЗОВАЛ действия гражданина. К чему приводит успешная деятельность агентов?
«Государство – это я». Нет, это не только слова французского короля Людовика 14 де Бурбона, так сегодня с горечью может сказать выброшенный из дома арцахский житель, которому негде жить и который заново создает всей семье элементарные условия жизни. Все функции государства исчезли, он один противостоит враждебному окружению, в котором он должен выжить любой ценой. Одновременно мысль сосредотачивается на путях организации хоть какой-то общины, заменяющей рухнувшее государство. И возникает сомнение: а нужно ли государство вообще, если самоорганизованная община обеспечит и труд и образование на арендованном у мифического государства клочке земли? В конце концов, так тысячелетиями и жили армянские крестьянские общины, платившие дань за землю. Размышления о государстве, его функциях, обязанностях, принципах построения завладевают мышлением этого жителя, и он сталкивается с одной из вечных тем социальной философии – о природе государства. Написанной на эту тему литературой можно заменить Кавказский хребет, поэтому стынущему от мороза арцахскому жителю лишь кратко перескажем достойные внимания мысли. Прежде всего, совет Гермеса: «Будь хозяином всего, что тебя окружает. Никогда не позволяй следствиям жизни повелевать тобой» .
Конструирование государства представляет собой сначала процесс формирования определенного представления о государстве в сознании человека определенной национальной идентичности и живущего в определенных условиях. Почему в большинстве стран недопустимо лишать человека жилья без компенсации, а в условиях Арцаха – можно? Должна ли мысленно конструируемая модель арцахского государства отличаться от всех иных моделей, в которых нет нужды делать акцент на том, что присуще всем существам в природе – и звери, и птицы, и рыбы и человек имеют право на свой кров, только арцахцы этого лишены. Поможет ли им государство? А каким оно должно быть, чтобы помогло?
Чего ждет от государства армянин? И ждет веками, так и не видя воплощения своих мечтаний. И как он его собирается строить заново? Это и есть главный грех армянина – у него отсутствует ясно выраженный и четко сформулированный заказ на государство. И что в этом заказе вменяется неукоснительно государству?
Возникновение государства имеет закономерный для каждых исторических условий характер и вбирает в себя все особенности текущего этапа человеческого развития. Оно является и наградой и тюрьмой. Оно не дается в руки еще не созревшим для этой привилегии народам, и оно же может запросто задушить в жестких объятиях нарушивший его каноны народ. Кажется, что формы государства зависят от национальной культуры, традиций, сложившихся форм общежития. Но сегодня все это потеряло свою цену. Сегодня государство как уличная собачонка боязливо прячется по углам, едва избегая наказаний за еще влачимое существование. Как так получилось, что вековая мечта народов обернулась злобным оскалом зубов? Но это еще не для всех, есть пока успешно обороняющиеся государства, которые, правда, находятся под перманентными санкциями и перспективой беспощадного удаления с политической карты мира. Попробуем разобраться в этом новом явлении феномена государства, не прибегая по мере сил к навязшим в зубах популярно-массовым представлениям.
Какие государства можно считать успешно состоявшимися? Конечно, исправно реализующие потребности и нужды как организационные, так и общественные. Среди них можно назвать Исландию, Швейцарию, Финляндию, Норвегию, Китай, Японию и ряд других. Почему среди них не видим Армению?
В состоявшихся государствах важно наличие слоя государственников, разделяющих заботы о государстве, как о собственной семье. Обычно это присуще или династическим правителям, или группе единомышленников, или значимому слою аристократии. Для остальных правящих социальных слоев, оказавшихся на вершине государственной власти, оно как сундук с сокровищами, из которого они алчно и безостановочно тащат оставленные ротозеями богатства. Среди таких субъектов, конечно, олигархи, банки и назначенные банками правители, их челядь и многочисленная дворня, т.е., чиновники, а также многочисленный преступный мир.
Государство – это форма объединения ресурсов и людей для совместной работы. Объединение может быть энергосберегающим, оптимально функционирующим, и может быть затратным, бесцельно и бессмысленно расходующим труд и естественные ресурсы. Оно может быть преступным сообществом, непрерывно угрожающим вторжением в соседние страны, и мирным, обороноспособным и содействующим миру государством. Но какова главная цель такого объединения у армян? Ради чего они жертвуют своими жизнями? Не просто остаться и продолжить свое существование, а восстановить, сохранить, и увековечить тот дух, который выше их и придает смысл их существованию.
От чего зависит успешность организации? Как можно организовать такое социальное бытие, чтобы оно было пропитано искомым смыслом? Почему такую неприглядную картину демонстрируют так называемые «павшие» государства?
Главный принцип, дающий право на существование государства – это духовная сила! Сила может быть, военной, политической, экономической, дипломатической и т.д. Но в отсутствии достаточной духовной силы, государство вынуждено лечь под «опеку» более сильного субъекта-сюзерена, стать его вассалом, либо его неотъемлемой частью. В любом случае, процесс пикировки и пробы сил завершается легитимизацией определенной государственной конструкции, которая временно устанавливается как принимаемое обеими сторонами пространство взаимодействия. Иногда кажется, что это внутреннее дело стыкующихся государств, однако глобальный взгляд открывает более широкие горизонты протекающих процессов.
Взглянем на этот процесс с точки зрения интересной методологии, развитой А.Петросяном на базе философии Гермеса, и названной им Универсологией, которая требует восприятия мира как Единого, Целостного и, следовательно, настолько крепко связанного со всеми процессами, что любая его часть может быть понята только через осмысление ее роли в строительстве Целого. Следовательно, существование любого государства зависит не столько от него самого, сколько от того, насколько оно вписывается в ту роль, которая отведена ему Целым. Понятно, что в него входят как естественные, природные, космические, так и социальные процессы. И тут мы обнаруживаем, что динамика Целого уже давно исследуется многими науками и моделируется известными соотношениями подобия, повторяемости, цикличности, разнообразия, спиралевидным развитием, причем эти законы пронизывают пространство сверху донизу, нигде не меняя своего «почерка».
Возникает соблазн – вложить наше рассмотрение процесса становления государств в этот макет и попытаться вывести из него интересные следствия.
Поскольку взаимодействие, как и движение, является универсальной характеристикой различных систем, рассмотрим Универсологию как обобщение Системной организации мира. Все, что нас окружает – это системы. Мы сами и окружающий нас мир – огромный набор многочисленных систем. Понятие «система» пронизывает все, что наполняет Мир, в котором мы существуем и развиваемся. Следовательно, Теория систем – это один из работающих инструментов Универсологии, теории о Целом. Такая теория должна объяснить единым образом необходимость существования и устройства всего – от элементарных частиц, атомов и молекул и до Вселенной, включая общественные процессы и развитие человека. Значит, возможности Теории систем естественно включаются в Универсологию. Кстати, в физике уже подошли к таким представлениям. Украинский ученый С.А. Якушко в своих статьях и книге показал, что все четыре известных в настоящее время фундаментальных физических взаимодействия можно объединить в одно – электромагнитное взаимодействие, которое и является их общим описанием, и в котором электрическое и магнитное взаимодействия нельзя рассматривать обособленно. Таким образом физика должна объединять в Единую теорию Всего все известные взаимодействия. Единый процесс развития Систем детально рассмотрен в его монографии «Фундаментальный код Природы».
Следовательно, вносим это положение в Универсологию, что в основе образования Систем лежит Единый процесс развития, который реализуется на всех его уровнях и, следуя Якушко, идем дальше. Любой процесс начинается с условной точки. При этом сама точка, воспринимаемая так только на данном иерархическом уровне, является системой предыдущего иерархического уровня, которая представляет собой структурное образование, имеющее два полюса, через которые возможен известный в физике процесс поглощения, т.е. вход импульса. Такая система способна к превращениям при воздействии на нее энергоинформационного импульса: внутренний потенциал получает направленность и концентрируется вдоль выделенного направления развития.
Разовьем общеметодологические положения Универсологии. Первый критерий заключается в переходе от частей к целому. Свойства системы не могут быть сведены к свойствам их более мелких частей. Их существенные, или системные, свойства – это свойства Целого, которыми не обладает ни одна из частей. Новые свойства появляются из организующихся отношений между частями. Системные свойства нарушаются, когда система рассекается на изолированные элементы и теряется связь с Целым. Следовательно, чем более широк контекст рассмотрения явления, тем ближе мы к вероятной истине. Поэтому было бы ошибкой сосредоточиться только на свойствах армянского государства, оставив без внимания принципиальную общность такого рода объектов. И чем точнее мы определим суть армянского государства, тем ближе мы поймем саму конструкцию Целого. И наоборот, чем яснее мы представим конструкцию Целого, тем легче будет вывести необходимые черты армянского государства. Но контуры Целого, включающего в себя космические, природные, социальные, физиологические, электромагнитные процессы не даются с легкостью работающим вдали от науки гражданам. Поэтому, не привлекайте их к далеким от их профессии вопросам и не мешайте им работать там, где они умеют. Хотя, и они зависят от Целого.
Вторым положением Универсологии служит механизм подобия вложенных друг в друга систем. Перемещая внимание с одного уровня системы на другой, мы обнаруживаем, что все включенные в иерархию системы обладают схожими структурами. Применяя одни и те же понятия к различным системным уровням, мы нередко делаем по аналогии важные и неожиданные заключения. И в то же время на каждом новом уровне наблюдаемые явления отличаются свойствами, которых нет на более низких уровнях. Это означает, что любой продукт взаимодействия систем является фракталом по своей структуре. Фрактал не повторяет структуру в точности, но он, все же, содержит и отражает все целое, как и голограмма! Поскольку Вселенная – это скорее фрактал, чем голограмма, она допускает творчество и изобретения. Свобода и красота, которыми радует нас наша фрактальная Вселенная, царят и в нашей жизни. Отсюда вытекает свойство голографичности фрактального объекта – по любому произвольно выбранному участку можно восстановить всю картину. Именно возрождения по образу и подобию, а не спонтанное возникновение. Т.е., армянское государство содержит в себе ключик к своему своеобразию, при чем, ключик и висит перед глазами и не дается исследователям, ввиду устаревшего ракурса рассмотрения. Сколько раз в день каждый из нас употребляет выражение: «Все они…», т.е. подобие универсального научного утверждения. Каждый раз он взламывает Целое, но сталкивается с еще более сложно запутанным состоянием, предвещающим неудачу в собственных делах. Целое не дается с налета, а есть продукт тяжких исследований.
Переводя эти общеметодологические положения на социально-историческую сферу, можно заключить, что история рекурсивна, фрактальна и технологична. И почему бы нам не уподобить информационные взаимоотношения социоисторическим, коль скоро наука сама подошла к таким аналогиям. Известно, что взаимодействие среды и организма происходит через резонанс внешних и внутренних колебательных процессов. А показателем устойчивости информационного взаимодействия служит синхронизация собственных колебательных процессов. Аналогично можно рассмотреть и общественные процессы, выведать их синхронизацию с далекими по географии странами, но близкими по волнам ментальности. В таком случае, нам можно отказываться от Министерства иностранных дел. Каждый человек может самостоятельно настраиваться на нужную волну и сообразно политике своего государства воздействовать на граждан другого. А еще более сильное утверждение состоит в том, что каждый будет в состоянии создавать свое собственное, пусть и виртуальное государство. Так, диалектически отрицая притесняющее нас государство, мы создадим их десятки и сотни. И пора уже учиться этому, может быть беря пример со средневековых купцов или мореплавателей.
Продолжение следует
Возврат к списку