• am
  • ru
  • en
Версия для печати
13.04.2021

ПРАВДА О ТУРЕЦКОМ «СОФАГЕЙТЕ»

   

Тьерри Мейсан

Напрасно СМИ представляют произошедшее в Анкаре нарушение протокола как унижение председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен президентом Эрдоганом. На самом деле последний хотел представить председателя Европейского совета Шарля Мишеля в качестве главного лица Союза по договорённости с ним.



Информационные агентства распространили снимки о встрече 6 апреля 2021 г. в Анкаре турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана с высшими должностными лицами ЕС – председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. На снимках видно, что на троих там было только два кресла. Госпожа фон дер Ляйден вынуждена была, постояв какое-то время, присесть на софу.

Европейские СМИ представили этот инцидент как оскорбление, адресованное турецким диктатором в адрес Европейского союза. Они увидели в этом подтверждение его мачизма. Однако это далеко не так, и за этим скрывается серьёзная проблема внутри Европейского союза.

Встреча должна была состояться в Брюсселе, но президент Эрдоган сделал всё, чтобы перенести её в Анкару. Соответствующие службы обеих сторон по телефону обговорили все условия встречи. Обстановка помещения, в которой происходила встреча, соответствовала требованиям Европейского союза. Так что президент Эрдоган вовсе не хотел унизить Урсулу фон дер Ляйен.

Чтобы осмыслить происшедшее, нужно рассмотреть это событие в контексте эволюции учреждений Союза.

25 марта, то есть за тринадцать дней до встречи в Анкаре, состоялось совещание глав государств и правительств Европейского союза. Из-за эпидемии Covid-19 оно проходило в режиме видеоконференции. В работе приняли участие 27 глав государств под председательством Шарля Мишеля и их главный шеф – президент Соединённых Штатов Джо Байден1. Последний прямо подтвердил, что Вашингтон нуждается в сильном Европейском союзе, но под его началом. Он высказал также несколько указаний, в частности, о поддержании добрых отношений с Турцией, несмотря на существующие разногласия (разграничение границ в восточном Средиземноморье, военная оккупация Кипра, Ирака и Сирии, нарушение эмбарго ООН в отношении Ливии, религиозное вмешательство в Европе).

Президент Трамп намеревался имперские отношения Соединённых Штатов с другими странами заменить коммерческими связями. Он подверг сомнению необходимость существования НАТО и ЕС. Он сказал, что за Европу должны отвечать сами европейцы. Однако попытка возврата Соединённых Штатов к мировому порядку, существовавшему до Второй мировой войны, не увенчалась успехом. Все европейские руководители считают более комфортным спрятаться за «американским зонтиком» и платить за него.

Европейский союз был создан в несколько этапов.

  • В 1949 г. Соединённые Штаты и Соединённое Королевство включают всю Западную Европу в неравноправный союз – НАТО. По результатам переговоров с СССР они превращают её в зону влияния. Затем в 1957 г. они договариваются с шестью странами-членами НАТО (одна из которых была ими оккупирована) заключить Римский договор и создать Европейское экономическое сообщество – предшественник Европейского союза. Эта организация должна была структурировать общий рынок с навязанными НАТО торговыми правилами. Поэтому ЕЭС было организовано вокруг двух структур: бюрократической Европейской комиссии, цель которой состояла в приспособлении англосаксонских норм НАТО к местным условиям стран-членов, и Совета глав государств и правительств, призванного обеспечить выполнение принятых решений всеми странами Сообщества. Обе эти структуры находились под контролем Парламентской ассамблеи, состоящей из депутатов национальных парламентов.
  • Этот механизм холодной войны был направлен против СССР, и его целесообразность была поставлена под вопрос с развалом последнего в 1991 г. После многочисленных перипетий Вашингтон создаёт новую архитектуру: госсекретарь Джеймс Бейкер перед заседанием Совета глав государств и западноевропейских правительств заявляет о том, что НАТО и ЕЭС, переименованное в Европейский союз, примет в свой состав всех бывших членов Варшавского договора, за исключением России. Все учреждения, созданные для 6 стран-членов, должны быть преобразованы для управления 28 странами, и даже больше.
  • Когда президент Трамп решает освободить свою страну от имперских обязательств, ряд европейских политиков предлагают преобразовать Европейский союз в независимую и суверенную супердержаву, подобную США и в ущерб входящим в него странам. Они подвергают цензуре бюджет Италии, проводят суд над Венгрией и Польшей, но встречают большое сопротивление, и им не удаётся превратить Комиссию в супер-государство. Возвращение «крёстного отца» – США после избрания президента Джо Байдена позволяет предугадать некоторые изменения в работе властных учреждений Союза: Комиссия и дальше будет приспосабливать всё более многочисленные нормы НАТО и Совета к использованию с учётом национального права, но ввиду возросшего числа стран-членов исполнительная власть должна быть закреплена за председателем Совета (сегодня им является Шарль Мишель).

До сих пор председатели Комиссии и Совета обладали равными правами. Если председатель Комиссии возглавлял многочисленную бюрократию, то председатель Совета был клерком, в обязанности которого входило установление повестки дня и регистрация принятых решений. Но и тот и другой всего лишь чиновники, которые никем не избираются. Согласно протоколу, у них один и тот же статус.

Поэтому Шарль Мишель хотел предстать перед Реджепом Тайипом Эрдоганом в качестве главы союзного государства, тогда как председатель Комиссии Урсула фон дер Ляйен всего лишь его «Премьер-министр».

«Протокольный инцидент» в Анкаре спровоцировал никто иной, как Шарь Мишель. А президент Эрдоган с радостью пошёл ему на встречу, так как этим самым он внёс раскол в Европейский союз. Если внимательно всмотреться в видеосъёмки, можно заметить, что Шарль Мишель поднимается по ступенькам Белого дворца не обращая внимания на Урсулу фон дер Ляйен, а войдя в кабинет, занимает свободное кресло и цепляется за него вместо того, чтобы уступить место даме или вместе с нею покинуть помещение, если им не принесут ещё одно кресло. И если вы прочтёте его заявление, сделанное по окончанию встречи, вы увидите, что он даже не упоминает об этом инциденте2. Но на турецких видео можно заметить, что софа, на которую села председатель Комиссии, находится напротив другой софы, на которой сидит министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, что соответствует европейскому протоколу. Ведь в Турции нет Премьер-министра, поскольку вся власть принадлежит президенту, и господин Чавушоглу на законном основании находится напротив европейского «Премьер-министра».

Так что речь идёт не о дипломатическом инциденте, а о попытке Шарля Мишеля присвоить себе властные полномочия в Европейском союзе в ущерб союзу. Но настоящая борьба за власть только начинается.


1 «Президент Байден принял участие в саммите Европейского совета», États-Unis (White House) , Сеть Вольтер, 25 марта 2021.
2 «Intervention de Charles Michel à l’issue de sa rencontre avec Recep Tayyip Erdoğan», par Charles Michel, Réseau Voltaire, 6 avril 2021.

www.voltairenet.org


Возврат к списку
Другие материалы автора