• am
  • ru
  • en
Версия для печати
28.04.2021

СУВЕРЕНИТЕТ В ГИБРИДНЫХ РЕАЛИЯХ И АКТУАЛЬНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО СОДРУЖЕСТВА

   

Гагик Арутюнян
Директор Института сетевых исследований

Понятие «суверенитет» в политический оборот ввел в 16-ом веке Жан Боден и, согласно его определению, оно означало «неограниченную власть монарха над своими вассалами». Со временем, естественно, появились и другие интерпретации «суверенитета», однако понятие это остается важной характеристикой государственного устройства. Любопытно, что по сей день отсутствуют рейтинг листы для стран по этому критерию, между тем этим делом стоит заняться с учетом, в частности, концентрации «иноагентов» в данной стране.

Характерно также, что формулировка Бодена и поныне не потеряла свою актуальность. Тому свидетельство – монополярный миропорядок после «Холодной войны», в котором англосаксы претендовали на «неограниченную власть над своими вассалами». Но и в многополярной системе их претензии на абсолютную власть не убавились: сегодня происходит своеобразный «матч – реванш», который ведется между ними и уже восстановленным «восточным блоком».

Нынешнее противостояние, в виду применения гибридных методов, протекает в намного более жестком режиме, нежели Холодная война. Обусловлено это бурным развитием высоких цифровых технологий и тем самым резким ростом возможностей воздействия на своих конкурентов. К примеру, сегодня посредством хакерных атак стало возможным не только узнавать государственные секреты, но и напрямую вывести из строя критически важные инфраструктуры управления, энергетики и т.д. Таким образом, в отличие от прежних, гибридные войны в основном протекают в перманентном он-лайн режиме.

Другим важным фактором является то, что эти технологии позволяют информационными методами воздействовать на человеческую психику и разум. Тотальное формирование виртуальной среды существенно снизило статус реального мира и, поэтому, сегодня многим представляется, что для улучшения ситуации в «реальном мире» достаточно манипулировать в «мире виртуальном». Тем самым стало возможным изменять мировоззрение, политические ориентации и цивилизационные коды широких масс homo virtualicus – ов в угоду организаторов этих процессов и, таким образом, по своему усмотрению управлять целыми народами. Это приводит к деградации государственного устройства и погружает страны в состояние хаоса.

К арсеналу гибридных войн добавим и короновирус. В свое время корпорация РЭНД разработала концепцию информационно – биологических войн и нынешний «ковид» сценарий является отражением этой концепции. Свидетельством этому, в частности, являются многочисленные секретные биолаборатории во многих странах и, в их числе - в Армении. «Вирусную» агрессию начали с основного конкурента США - Китая, который должен был понести не только большой урон от Covid-19, но и предстать перед миром как источник смертельной опасности. Однако эпидемия бумерангом обернулась против самых американцев: Китай благодаря своей продуманной политике, сумел победить в этой биологической агрессии: смертность от Covid в США оказалась в 50 раз выше, чем в КНР, а число зараженных - в 300 раз. США проиграли также и в научно – технологической сфере: российская вакцина СПУТНИК - V стала наиболее эффективным средством против вируса. Заметим, что ранее КНР и РФ отбили «цветные агрессии» против Гонконга и Беларуси. Другими словами мир стал многополярным и, наряду с США, начали решать глобальные проблемы и другие государства. Однако в условиях гибридных войн общества не сразу осознают появление новых реалий. Обусловлено такое положение, в частности, тяжелым прошлым в монополярном мире.

Известно, что при биполярном миропорядке соблюдались некоторые международные правила и взаимные обязательства. Ситуация кардинально изменилась после победы западного блока в холодной войне и распада СССР. «Либерализация», как и «большевизация» в 1917 году, обернулась для России катастрофой практически во всех сферах жизнедеятельности – геополитической, цивилизационной, экономической, научно-технологической и т.д.

Несколько в ином режиме события развивались в Армении, в которой, благодаря сформированной во Второй республике национальной элите и развитому обществу, параллельно с извне запрограммированным разрушением, началась и закончилась победой борьба за освобождение Арцаха. Характерно, что даже в то тяжелое для России время в мае 1992 года маршал Шапошников предупредил Турцию о том, что военное вмешательство этой страны в армяно – азербайджанский конфликт поставит ситуацию на грань третьей мировой войны и тем самым предотвратил турецкую агрессию. Но вернемся к вопросу суверенитета.

После распада СССР во всех республиках царила эйфория: всем показалось, что они освободились от «тоталитарного коммунистического ига» и спешно приступили к «параду суверенитетов». Но все получилось наоборот: очень скоро, в условиях разрухи, многие поняли, что их страны стали намного более зависимыми от конгресса США или МВФ, нежели раньше от ЦК КПСС или Госплана. Кстати, в этом новом и дивном либеральном мире строго каралось также инакомыслие: новые диссиденты становились изгоями, а Джулиан Ассанж вместо получения Нобелевской премии, как в свое время Солженицын, продолжает пребывать в лондонской тюрьме. В итоге все постсоветские республики и сама Россия фактически потеряли свой суверенитет. Да, благодаря главному союзнику – армии, был сохранен «ядерный чемоданчик» и некоторые другие атрибуты государственности, но в целом власть перешла в руки управляемого извне олигархата, который разрушал государственные институты и раскупал за бесценок военные базы и корабли флота. Так что говорить о суверенитете в то время было бессмысленно.

Однако Россия, как и после октябрьской революции, сумела восстать буквально из пепла и начала медленно, но планомерно восстанавливаться. Она сегодня вернула свой державный статус и заняла достойное место в мировой иерархии. Однако сохранение суверенитета задача тоже непростая, т.к. Россия по сей день подвергается гибридным атакам, в которых особое место занимают «цветные революции» в цивилизационно близких ей странах.

Сначала эта была православная Грузия, где РФ удалось спасти от цветной напасти лишь Южную Осетию и Абхазию. Однако наиболее болезненной оказалась «революция майдана». России удалось спасти Крым и Донбасс с Луганском, однако потери от этой революции были огромные. В результате тотальной информационно – психологической обработки в украинском обществе стали доминировать ультралиберализм и радикальный национализм, а подобная смесь из противоречивых идеологий полностью деградирует страну. В итоге Украина была оккупирована, ее главой был назначен своего рода «гауляйтер» с комическим уклоном, а братские отношения между двумя народами сменились военными действиями. Тем самым был реализован очередной этап плана по разделению славянских народов и сегодня этот процесс затронул также Чехию и Словакию.

Примерно по украинскому сценарию был организован и «бархатный» переворот в Армении. Общество было одурманено антикоррупционными лозунгами, а роль радикальных антироссийских «бандеровцев» стали выполнять «Сасна црер». Характерно, что после четырехдневной успешной для Армении войны в 16-ом году они захватили полицейский участок и призывали народ к восстанию, но после поражения в 20 - ом году скромно умолкли и ныне довольствуются предвыборными митингами. Такое поведение логично: ведь главная задача была уже выполнена: Армения захвачена оккупантами в лице ставленника иностранных спецслужб Никола и его окружения, в состав которого входят и «Сасна црер».

В создавшейся ситуации полезно обратиться к истории. Великий армянский деятель Исраэль Ори был одним из первых, кто пришел к выводу, что для освобождения Армении следует ориентироваться на Россию и еще в 1701 году передал Петру I просьбу сюникских меликов освободить Армению. 1 октября 1827г. над Ереванской крепостью взвилось русское знамя - Армения избавилась от персидского ига, а по Туркменчайскому договору в Восточную Армению переселились десятки тысяч армян из Турции. Известно, что именно в составе Российской империи был заложен фундамент формирования новой Армении, в которой очень быстро возродились литература, культура, процесс образования, появились крупные общественные и политические деятели. Армянская же республика в составе СССР достигла пика своего развития и добилась огромных успехов практически во всех сферах. Особо отметим, что наши соотечественники в свою очередь сыграли исключительно позитивную роль в самой России. А уже в наши дни благодаря российским миротворцам сохранили свою жизнь и родину десятки тысяч наших соотечественников в Нагорном Карабахе.

Таким образом, следует констатировать, что в силу своей цивилизационной близости, начало которой было заложено еще в византийскую эпоху, совместное проживание и деятельность в едином государственном пространстве народов России и Армении оказалось более чем плодотворным. В этом контексте можно несколько по другому интерпретировать понятие суверенитета и определить его как государственное устройство, которое обеспечивает безопасность страны, сохраняет национальные и цивилизационные ценности своего народа и способствует максимальному развитию его духовных и интеллектуальных способностей.

Как показывает история, близким к подобному состоянию в своей новой истории Армения пребывала исключительно при тесных с Россией отношениях. Как решить эту задачу сегодня – тема другого разговора, но создание в Армении движения «За союз сильной Армении с Россией» является шагом в этом направлении. Надеемся, что движения подобного характера будут организованы не только в славянских и постсоветских странах, но и в цивилизационно близкой нам Греции, да и в других странах.


Возврат к списку
Другие материалы автора