• am
  • ru
  • en
Версия для печати
09.10.2021

МЕНТАЛЬНАЯ ВОЙНА РОССИИ (1)

   

Андрей Михайлович Ильницкий
кандидат технических наук


Для каждой войны надо вырабатывать особую линию стратегического поведения, каждая война представляет частный случай, требующий установления своей особой, логики а не приложения какого-либо шаблона1.
А.А. Свечин


В НАСТОЯЩЕЕ время мир столкнулся с призраком системного кризиса, с коллапсом моделей развития, большинство из которых строилось на основе неизбежности утраты национальными государствами своей внутренней целостности и перехода к управлению крупнейшими экономическими, социальными, а в перспективе и политическими системами на сетевой основе при доминировании транснациональных корпораций, международных социальных, гуманитарных и политических структур. Фактически ставится вопрос о демонтаже мироустройства, основанного на национальных государствах. Актуальная суть сегодняшней глобальной повестки заключается в том, что инструменты ведения войны и соперничества мирного времени перемешались до степени совмещения, а спектр угроз изменился радикально. Это привело к возникновению нового типа межгосударственного противоборства – ментальной войны, цель которой заключается в уничтожении самосознания, изменении ментальной, цивилизационной основы общества противника.

Цивилизационные развилки России и кризис Запада

Европейский политик Мануэл Баррозу как-то сказал: «Россия – цивилизация, притворяющаяся страной»2. В определенном смысле с данной формулировкой можно согласиться. Россия – тысячелетняя цивилизация, в основе которой лежит сильное государство и традиционные ценности: семейные и совместного солидарного проживания в весьма трудных условиях. Огромные просторы, ресурсы и разнообразная природа, тяжелый климат и непростые соседи, необходимость выживания в этих условиях сформировали Россию как историческую общность.

Русский философ Василий Розанов писал: «Единственный порок российского государства – это его слабость. Слабое государство не есть уже государство, а просто его нет»3. А другой отечественный мыслитель Николай Бердяев примерно тогда же отмечал: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад»4.

Следуя логике Розанова и Бердяева, слабое государство (государство-услуга, государство-регулятор и другие либеральные модели) в наших российских условиях – это путь в ад хаоса и распада. Собственно, на пороге подобного ада РФ и оказалась в 90-е годы предыдущего столетия.

Политолог С.А. Караганов высказал однажды очень правильную, на наш взгляд, мысль: «Мы народ сильных прекрасных женщин и отважных мужчин»5. Да, Россия – страна-воин, так исторически сложилось. Она не агрессивная, а миролюбивая и мирохранящая держава – ковчег безопасности народов. Политика РФ должна и обязана носить элемент цивилизационной миссии, быть идеологически целостной, увязанной с внутренними и внешними интересами страны и основываться на доверии и понимании «города и мира». Именно такая политика присуща русской цивилизации.

В данном контексте цивилизационную, государственно образующую роль Вооруженных Сил (ВС) России трудно переоценить6. Они не только гарант безопасности, но и опорный институт государства, источник идеологии служения Отечеству. И россияне прекрасно это понимают. Как показал майский, 2021 года, опрос ВЦИОМ, именно военную мощь они считают основой влияния и авторитета России в мире7.

Для российского государства чрезвычайно важна защита территории, засечных рубежей и «красных линий», по которым организована оборона нашего пространства. России чужого не надо, но и свое мы не отдадим. А защищаться есть от кого.

Соединенные Штаты Америки (США) доктринально определили и закрепили Россию наряду с Китаем, Ираном и Северной Кореей своими оппонентами и противниками8, а называя вещи своими именами – врагами. А с врагом принято если и не воевать напрямую, то разного рода мерами перенапрягать, ослаблять, разрушать и доводить его государство до дисфункционального состояния, распада и утери суверенитета.

В то же время так называемый коллективный Запад, а точнее США, ибо Европа потеряла субъектность, пребывают в глубоком экзистенциональном кризисе. По объективным показателям США сегодня – слабеющая держава. Если после Второй мировой войны их валовой внутренний продукт (ВВП) составлял примерно половину номинала мирового, то сейчас, по данным Международного банка, только 23–24 %. А по паритету покупательной способности Китай уже превзошел США и, даже по самым оптимистичным для Вашингтона прогнозам, к 2030 году выйдет на первое место по всем показателям.

При этом нарастает сегрегация и раскол западного общества. В 2014 году известный французский экономист Томас Пикетти писал: «Законы современной рыночной экономики просто «подталкивают» к тому, чтобы концентрация богатства в руках крошечного процента населения продолжала расти… И если государство не будет вмешиваться в эти процессы, то нельзя исключить риск политических беспорядков в развитых странах Запада…»9. Написано это семь лет назад, а беспорядки (BLM в США, мигрантские погромы в Европейском Союзе, захват Белого дома, ковидные бунты, протесты «желтых жилетов» и др.) – уже сегодняшняя реальность.

И это лишь начало распада западного мира. По Пикетти, если мир будет развиваться по инерционному западному сценарию, то через 30 лет (а возможно, и гораздо раньше – да собственно, уже происходит) одна тысячная населения планеты будет контролировать 60 % глобального богатства. Грядет централизованное управление странами, обществами, ресурсами, которое будет осуществляться тонкой прослойкой глобальной элиты – технократов, перехватывающих власть у национальных государств.

По сути, произойдет устранение среднего класса и поляризация общества – будут только бедные и один процент управляющего глобального олигархата. Средний класс, задуманный капиталистами в середине XX века как конкурентная альтернатива социалистическому советскому обществу равенства и справедливости, смахивается с исторического пьедестала в утиль.

Здесь важно напомнить, что в отличие, например, от России и Китая, США – не историческая цивилизация, а страна-проект. Пару-тройку сотен лет назад собравшиеся за океаном из разных стран переселенцы «учредили» страну, начав с нуля новый проект. Для начала учинили жесточайший геноцид местного населения, ликвидировав тех, кто не согласился жить по их правилам. А затем, чуть повоевав между собой за передел власти и территорий, создали «под себя» государство, введя соответствующий регламент – правила общежития, позволявшие не перестрелять друг друга, а как-то жить и развиваться сначала за счет континентальной, а затем и глобальной экспансии. Ныне данная модель зашла в тупик и демонстрирует свою несостоятельность.

Но и это еще не все американские неприятности. И по китайским рейтингам, и по американским, например, по данным американской аналитической компании Global Firepower и китайского агентства SOHU, российские ВС считаются вторыми в мире10,11. А поскольку военный фактор в современных условиях приобретает все большую весомость, гегемония США становится спорной.

Выход из кризиса через войну

Что делать? Этот вопрос американские элиты (то самое «глубинное государство») задают себе сегодня, поскольку благоденствие за счет ограбления мира заканчивается. И вариантов здесь немного. Говоря грубо и упрощая, первый – это левый поворот, а второй – правоконсервативный реванш «белой Америки WASP-ов». И тот, и другой создают угрозу дальнейшего раскола общества и распада страны. Для консолидации нужна внешняя угроза и враг, а также нагнетание истерии в жанре «русские идут».

Бывший министр обороны США Д. Рамсфельд – человек, во многом определявший политику сразу нескольких американских администраций, как-то высказал мысль, что для выхода из кризиса и создания нового мира необходимо «трансформирующее событие». Таковыми могут быть эпидемии, революции (перевороты) и, конечно, войны. Собственно, выход из кризиса через войну – традиционное для США решение. Вспомним, как Первую мировую войну США завершили экономически обогащенной державой, а после Второй мировой окончательно утвердились в гегемонистской политике навязывания миру своей модели развития и политической воли на платформе военного и экономического превосходства, развязав против Советского Союза холодную войну. Лишь военная мощь советского государства, ее армия и ядерная триада не позволили американцам перевести холодную войну в «горячую» и уничтожить СССР.

И тут не надо питать иллюзий – кто бы ни находился в Белом доме, политика по отношению к России во все времена остается неизменной. Ее суть лучше всего раскрывает фраза руководителя Службы внешней разведки КГБ СССР генерал-лейтенанта Л.В. Шебаршина: «Западу от нас нужно только одно – чтобы нас не было»12.

По убеждениям американской элиты, в мире существуют только две категории людей – благородные васпы (WASP) с англосаксонскими корнями и все остальные. Причем США, по их мнению, лучше всех знают, что кому надо. Госсекретарь Э. Блинкен недавно заявил, что мир «нуждается в руководящей роли Америки»13. И удивляться тут нечему – исключительность просто въелась в американскую ментальность. Они действительно так думают.

За тысячу лет, что существует русская цивилизация, отношение Запада к ней принципиально не менялось. И крестоносцы, и поляки, и шведы с французами, и немцы с англичанами ходили походами на Русь, Россию, СССР по разным поводам, но всегда на уничтожение, считая исторической несуразицей, что седьмая (ныне) часть суши, а вместе с ней, по некоторым оценкам, и чуть ли не половина ресурсов планеты принадлежат каким-то непонятным русским – то ли «недоевропейцам», то ли «переазиатам».

Они и сейчас не скрывают, что хотели бы нас «утилизировать» целиком и сразу, но это риск, чреватый тем самым неприемлемым ущербом, который Россия в состоянии нанести США, по их же собственным оценкам. Поэтому поставили перед собой задачу – не сразу, а постепенно вывести (вытравить) русских как вид, устранить Россию как препятствие на пути установления нового мирового порядка.

В конце мая на сайте американской исследовательской корпорации RAND появилось следующее заявление министра обороны США Л. Остина: «Что должно делать Министерство обороны в мирное время?.. Пентагон должен подготовиться к победе в следующей войне, одновременно побеждая любую военную агрессию ниже порога конфликта»14. То есть стратегическое направление – война!

Логику главы военного ведомства США дополняют британские аналитики из Королевского института международных отношений Chatham House: «Россия продолжит совершать акты агрессии, а нормализовать отношения с ней Западу не удастся из-за глубочайшей разницы в целях и ценностях»15. Важно понимать – какие бы усилия ни приложила Россия для выстраивания с Западом конструктивных отношений, в стратегической постановке все тщетно. По мнению западных политиков, Россия страдает от структурных проблем, которые выходят за рамки особенностей деятельности В.В. Путина. И пусть даже некоторые политики евроатлантического сообщества отказываются это признавать, но, как утверждают британцы, естественное состояние Москвы – конфронтация с Западом.

Из данного посыла и вытекает главный вывод исследования Chatham House: «Шансы на построение жизнеспособной демократической политической системы в постпутинской России ниже, чем в 1990-е годы… Независимо от того, кто в конечном итоге сменит Путина, политическая культура России, без сомнения, будет и дальше препятствовать развитию более конструктивных отношений с Западом… У России мало шансов стать более конструктивным партнером западных правительств в обозримом будущем – вопреки тому, что многие евроатлантические политики и политические деятели принимают желаемое за действительное… Россия не имеет права на исключительные сферы влияния за счет суверенитета своих соседей»16. Это уже заявка на стратегию новой тотальной холодной войны. И находится она, судя по всему, в стадии активного развертывания.

На прошедшей в мае 2021 года Коллегии Министерства обороны РФ подчеркивалось, что обстановка в мире и особенно на Западном стратегическом направлении характеризуется нарастанием военных угроз. За последние семь лет в 14 раз (с трех до 42 в год) выросла интенсивность полетов стратегической бомбардировочной авиации военно-воздушных сил США в Европе. Одновременно США и НАТО продолжают расширять масштабы оперативной и боевой подготовки вблизи наших границ. За последние годы в полтора раза увеличилось количество учений (со 190 до 300). Самое крупное за последние 30 лет учение «Дефендер Юроп-2021», в котором участвовали до 40 тыс. военнослужащих, прошло в мае-июне сего года. Главная его цель – отработать переброску полноценной дивизии из США в Европу17.

Подобные действия наших западных коллег разрушают систему безопасности в мире и вынуждают Россию предпринимать меры адекватного противодействия.

За последние полвека в мире произошло более 450 разномасштабных войн, охвативших больше стран, чем во время Второй мировой войны, а людские потери составили свыше 40 млн человек. Как пел Виктор Цой: «И две тысячи лет война… Война без особых причин». Война – это то, с чем русский народ научился жить на протяжении столетий.

Характер и содержание войн постоянно развиваются. Гиперзвук, цифровизация и роботизация становятся доминирующими тенденциями при создании новых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Космос, информационное и киберпространство все активнее используются в ходе вооруженной борьбы. Трендом становится создание космических и киберкомандований, главная задача которых – не оборона, а планирование и проведение наступательных операций в соответствующих сферах18. Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В.В. Герасимов неоднократно подчеркивал, что в современной войне побеждает не тот, кто пересилит, а тот, кто передумает противника19, тот, кто обладает преимуществами в критически важных технологиях и современных ВВСТ.

Важно понимать, что введение в профессиональный дискурс новых определений войны – вопрос не только и не столько терминологии. Это позволяет выявить содержание войн будущего и, соответственно, предусмотреть меры и средства для всесторонней подготовки к ним и успешного ведения, или, напротив, для предотвращения агрессии и сдерживания потенциального противника. Нельзя уподобляться тем генералам, которые готовятся к прошедшей войне, поэтому данное направление военно-научной работы крайне актуально.

У наших оппонентов дискурс о характере войны ведется весьма интенсивно. Здесь и кибервойны20, направленные на разрушение критической инфраструктуры противника, и разного рода информационно-алгоритмические войны21 с использованием в том числе искусственного интеллекта (ИИ), прокси-войны22 на территориях третьих стран и регионов и тому подобные гибридные воздействия и конфликты, которые готовятся и ведутся ниже «ватерлинии» прямого военного столкновения держав – в так называемой серой оперативной зоне23.

К войнам на поражение сознания относятся когнитивные войны24. К информационно-технологическому типу военных операций, наряду с кибервойнами, причисляют сетецентрические войны25. Концепцию данной войны предложили американские военные теоретики А. Себровски и Дж. Гарстка в конце ХХ века, ее главный принцип – смещение акцента с платформы на сеть. Концепция сетецентрических боевых действий внедрена в качестве доктрины и нашла отражение в боевых уставах ВС США.

Наконец, не так давно введено понятие «социальная война» (societal warfare). В докладах корпорации RAND данный тип войны, направленной на разрушение социальной инфраструктуры противника, разрабатывается особенно детально26.



1 Свечин А.А. Стратегия. М.-Л.: Госвоениздат, 1926. URL: http://militera.lib.ru/science/svechin1/index.html (дата обращения: 05.06.2021).
2 Speech by President Barroso at the Russia-European Union – Potential for Partnership conference: «Moving into a Partnership of Choice». URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_13_249 (дата обращения: 05.06.2021).
3 Розанов В.В. Опавшие листья. М.: Издательство АСТ, 2004. С. 113.
4 Цитаты известных личностей. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/640929-nikolai-aleksandrovich-berdiaev-gosudarstvo-sushchestvuet-ne-dl... (дата обращения: 05.06.2021).
5 Караганов С.А. В этом мире Россия должна быть крепостью // Эксперт. 1 марта 2021. URL: https://expert.ru/expert/2021/10/v-etom-mire-rossiyadolzhna-byt-krepostyu/ (дата обращения: 05.06.2021).
6 Ильницкий А.М. Армия в ментальной войне за историю // Охраняется государством. Июнь 2021.
7 Аналитический обзор. Международное влияние России // ВЦИОМ. 20 мая 2021. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10779 (дата обращения: 05.06.2021).
8 U.S. Th e NATIONAL SECURITY STATEGY. 2018. URL: https://nesa-center.org/us-national-security-strategy-2018/ (дата обращения: 05.06.2021).
9 Piketty T. Capital in the Twenty-First Century. 2014. URL: https://dowbor.org/wp-content/uploads/2014/06/14Thomas-Piketty.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
10 2021 Military Strength Ranking // Global Firepower. 2021. URL: https://www.globalfirepower.com/countries-listing.php (дата обращения: 07.06.2021).
11 Sohu назвало две страны, с которыми армия США не хочет связываться // ПолитРоссия. 29 марта 2020. URL: https://politros.com/162110-sohu-nazvalo-dvestrany-s-kotorymi-armiya-ssha-ne-khochetsvyazyvatsya (дата обращения: 07.06.2021).
12 Шебаршин Л.В. КГБ шутит… Афоризмы от начальника советской разведки. URL: https://www.litres.ru/leonid-shebarshin/kgb-shutit-aforizmy-ot-nachalnika-sovetskoyrazvedki/chitat-o... (дата обращения: 07.06.2021).
13 U.S. DEPARTAMENT of STATE. Secretary Antony J.Blinken to State Department Employees. 2021. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinkento-state-department-employees/ (дата обращения: 07.06.2021).
14 Austin L. It's Time to Drop 'Competition' in the National Defense Strategy // Th e RAND Corporation. May 5, 2021.
15 Myths and misconceptions in the debate on Russia // Chatham House. May 13, 2021.
16 Там же.
17 В Москве под руководством главы военного ведомства прошло заседание Коллегии Минобороны России. 31.05.2021 // Сайт Министерства обороны РФ. URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12364295@egNews (дата обращения: 07.06.2021).
18 Минобороны: космос и киберпространство стали активнее участвовать в военном противоборстве // ГАЗЕТА.RU. URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2021/06/23/16144112.shtml (дата обращения: 07.06.2021).
19 Выступление начальника Генерального штаба генерала армии Валерия Герасимова в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. 2017. 2 февраля.
20 Cyberdeterrence and Cyberwar // The RAND Corporation. 2009.
21 Weaponised AI is coming. Are algorithmic forever wars our future? // The Guardian. 2018.
22 Peering into the Crystal Ball. Holistically Assessing the Future of Warfare // The RAND Corporation. 2020.
23 Бартош А.А. Серые зоны как ключевой элемент современного операционного пространства гибридной войны // Военная Мысль. 2021. № 3. С. 25–37.
24 Countering cognitive warfare: awareness and resilience // Johns Hopkins University & Imperial College London. 2021.
25 Cebrowski A.K., Garstka J.J. Networkcentric Warfare: Its Origin and Future // Proceedings. January 1998.
26 Th e Emerging Risk of Virtual Societal Warfare // Th e RAND Corporation. 2019.

vm.ric.mil.ru


Возврат к списку