• am
  • ru
  • en
Версия для печати
13.12.2007

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЛЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

English

   

Михаил Агаджанян

Armenian_Armed_Forces (medium) Современный этап развития военной мысли свидетельствует об огромном значении психологической готовности личного состава вооруженных сил любой страны для выполнения поставленных перед ним и возможных в перспективе задач. Учитывая, что информационные технологии в последнее время особенно актуальны в сфере общего военного строительства и они могут быть использованы как для психологической подготовки личного состава собственных вооруженных сил, так и для психологического воздействия на личный состав противника или потенциально враждебной стороны, – военные эксперты говорят о важности целостной, информационно-психологической работе, объективируемой в так называемом аппарате психологической борьбы вооруженных сил.

Для Вооруженных сил Республики Армения, с нашей точки зрения, особенно актуальны мероприятия по разработке собственных и адаптации уже наработанных методик иностранных государств в сфере информационно-психологической борьбы, исходя из того, что нынешнее «холодное» противостояние в нагорно-карабахском конфликте во многом включает в себя именно информационно-психологический пласт борьбы. Противостояние во многом носит характер «борьбы нервов», «стойкости боевого духа» и преследует цель эффективного информационно-психологического сдерживания противника и потенциально враждебных стран.

Соответственно для Национальной армии Республики Армения важна задача построения эффективного механизма для реализации мероприятий взаимосвязанного характера: 1) поддержание необходимого морально-психологического уровня боеготовности личного состава вооруженных сил; 2) эффективное информационно-психологическое воздействие на противника и потенциально враждебной стороны с целью их сдерживания от «размораживания» нагорно-карабахского конфликта и возможной агрессии против армянской государственности в регионе конфликта.

Военные эксперты говорят о том, что никому и никогда не удавалось добиться активного и самоотверженного участия абсолютно всех военнослужащих в выполнении поставленных перед ними боевых задач. В ряде исследований показывается, что лишь 15-25% из них ведут прицельный огонь по противнику, перемещаются по полю боя, выполняют распоряжения командиров. Значительная же часть из них, находясь во власти инстинкта самосохранения и негативных переживаний, нередко стремится к тому, чтобы уклониться от участия в боевых действиях. Для этого широко используются такие способы, как симуляция недомогания, членовредительство, вывод из строя боевой техники, самовольное оставление поля боя под различными предлогами (в том числе и для эвакуации в тыл раненых сослуживцев), дезертирство и т.п. Некоторые воины расходуют имеющиеся у них боеприпасы в течение первых минут боя, другие завершают участие в бою, не использовав ни одного патрона1.

На искусственное побуждение личного состава противника к подобным действиям в настоящее время направляются усилия командиров, штабов, специальных органов, обладающих необходимыми средствами и владеющих методами ведения информационно-психологического противоборства. Такое противоборство в армиях многих стран рассматривается как самостоятельный вид (способ) боевых действий, позволяющий достигать военных целей без применения смертоносных средств. Важнейшая черта современных войн – стирание граней между военными и невоенными средствами борьбы, когда высокая эффективность средств «информационной войны», в сочетании с использованием высокоточного оружия и «невоенных средств воздействия» позволяет дезорганизовать систему государственного управления, поразить стратегически важные объекты и группировки войск, воздействовать на психику, подавлять моральный дух населения.

В настоящее время, например, в странах НАТО, весь комплекс мер информационно-психологического воздействия (ИПВ) на войска и население противника обозначается термином «психологические операции».

По мнению военно-политического руководства этих государств, такие операции представляют собой самостоятельный вид воздействия, эффективное оружие, применение которого может позволить вообще отказаться от военной силы. В армиях НАТО организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями, разрабатываемыми как для армий отдельных государств, так и для блока в целом. Здесь действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций». Своеобразный «тон» в определении общих ориентаций, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках психологических операций задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, во-вторых, сама выступает для них неким эталоном в данной сфере.

13 февраля 2006г. Комитетом начальников штабов США была утверждена новая редакция доктрины «Информационные операции» (JP 3-13), в которой пересмотрены взгляды американского военного руководства на подготовку и ведение информационных операций вооруженными силами, уточнены цели, задачи и основные принципы информационного противоборства, а также обязанности должностных лиц по подготовке и проведению таких операций как в мирное, так и в военное время.

Согласно новой доктрине, информационные операции представляют собой комплекс мероприятий Вооруженных сил США по воздействию на людские и материальные ресурсы противника с целью затруднить или сделать невозможным принятие им верных решений с одновременной защитой своих информационных систем. Они включают в себя пять основных составляющих:

  1. радиоэлектронная борьба (РЭБ – Electronic Warfare, EW);
  2. психологические операции (ПсО – Psychological Operations, PSYOPS);
  3. сетевые операции (Computer Network Operations, CNO);
  4. мероприятия по оперативной маскировке (Military Deception, MILDEC),
  5. мероприятия по обеспечению безопасности собственных сил и средств (Operations Security, OPSEC).

До последнего времени решающую роль в американских концепциях информационного противоборства играли психологические операции2, мероприятия по оперативной маскировке и по обеспечению безопасности собственных сил и средств, однако в новую редакцию доктрины были включены также сетевые операции и РЭБ как основной вид ведения информационных операций.

Считаем, что для Армении будет интересным опыт некоторых стран, например Румынии3, осуществляющих мероприятия по формированию и развитию в своей системе вооруженных сил аппарата психологической борьбы4.

Как отмечает высшее военно-политическое руководство Национальной армии РА «армия – это не окаменелая структура, и для обеспечения безопасности государства и общества она должна идти в ногу со временем. Сегодня Министерством обороны Армении подготовлена программа мероприятий по поэтапному реформированию вооруженных сил, которое обеспечит создание армии, соответствующей требованиям XXI века»5.

Находящееся в военно-политической повестке дня принятие Военной доктрины Республики Армения требует усиления работы по приведению общей структуры информационно-психологической работы в армии в соответствии с угрозами и вызовами военной безопасности страны, создания и развития эффективных структур по осуществлению необходимых информационных операций.

Приложение

Структура и функции аппарата информационно-психологических операций в системе Вооруженных сил Румынии6

Командование Вооруженных сил Румынии в настоящее время уделяет серьезное внимание подго¬тов¬ке аппарата психологической борьбы (ПсБ) как одного из важных элементов обеспечения любых видов операций, в том числе за пределами национальной территории. При этом первостепенное зна¬че¬ние придается совершенствованию концепций применения этих сил, их структуры, материально-техни¬чес¬кой базы, а также уровня подготовки специалистов. Это связано с тем, что одним из условий вступ¬ле¬ния в НАТО новых членов является приведение организационно-штатной структуры их вооруженных сил и действующих в них правовых норм в соответствие с требованиями альянса.

В НАТО существует незыблемое правило: для информационно-психологического обеспечения действий любого национального контингента, привлекаемого для выполнения задач за пределами своей территории, в его составе должно быть подразделение психологических операций (ПсО).

Организационно силы ПсБ Румынии состоят из органов управления и частей психологических операций. Командование национальных вооруженных сил в настоящее время активно проводит меро¬прия¬тия по созданию в составе механизированных, горно-пехотных и легких пехотных бригад структур информационно-психологического обеспечения действий войск (сил) – групп ПсО. В дальнейшем планируется сформировать подобные структуры практически в каждой отдельной части, готовящейся к участию или участвующей в различного рода операциях (боевых действиях) за пределами национальной территории.

На генеральный штаб Вооруженных сил Румынии возлагается общее планирование и организация психологической борьбы, которая тесно увязывается с повседневной деятельностью и боевым применением войск (сил). Непосредственное руководство силами ПсБ румынской армии осуществляет отдел ПсО, который входит в состав оперативного управления генерального штаба страны.

Этот отдел включает два отделения: целевого анализа и оценки, а также планирования и руководства ПсО. На отдел ПсО возложены следующие функции: планирование психологических опера¬ций, разработка основных направлений ИПВ, определение его содержания и повышение эффективности, разработка, закупка и направление в войска специальной техники. В штабах видов вооруженных сил и объединений имеются отделения ПсО.

К частям психологических операций относятся центр и группы ПсО. Центр психологических операций генерального штаба, являющийся частью центрального подчинения, предназначен для дейст¬вий на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях, например, он призван оказывать инфор¬ма¬цион¬но-психологическую поддержку операциям (боевым действиям) с участием объединений (соединений). В данном случае он проводит мероприятия по информационно-психологическому воздейст¬вию, спланированные генеральным штабом Вооруженных сил Румынии.

По согласованию с генеральным штабом командование объединений (соединений) может плани¬ро¬вать и проводить собственные мероприятия ПсО. В этих целях отделения психологической борьбы штабов соответствующих соединений должны разрабатывать необходимые материалы ИПВ (обращения, листовки, ультиматумы, звуко- и радиопередачи и т.п.), для распространения которых привлекаются подразделения центра ПсО.

На тактическом уровне действуют группы ПсО из состава соединений (частей). Как правило, они участвуют в проведении мероприятий по ИПВ на войска противника, спланированных и организованных вышестоящими штабами. Их основными задачами являются: применение звуковещательных станций, действующих в боевом порядке соединения (части), и обеспечение трансляции передач в соответствии с установленным местом и временем; обеспечение доставки материалов ИПВ, главным образом листовок, в расположение войск противника, находящихся в непосредственном соприкосновении, с использованием артиллерии и других средств доставки; сбор и анализ информации о морально-психологическом состоянии войск противостоящей стороны.

При подготовке мероприятий по ИПВ отдел ПсО генерального штаба организует взаимодействие с командованиями видов вооруженных сил и родов войск. В частности, на командование ВВС возлагается не только добывание информации о противнике, но и выделение авиационных средств для доставки пропагандистских материалов в расположение противника, а также проведение разведки районов планируемых психологических операций. Командование связи и информатики утверждает распределение рабочих частот радиостанций, а также на основе указаний генерального штаба определяет способ применения отдельных радиосредств в интересах оказания ИПВ на противника; обеспечивает поддержание в исправном состоянии, снабжение запасными частями и источниками питания техники связи, применяемой при проведении ПсО.

Деятельность сил и средств ПсО регламентируется доктриной психологических операций Вооруженных сил Румынии, утвержденной и введенной в действие в 2003г., а также наставлением по ПсО, вступившим в силу в конце 2004г.

Эти документы разработаны в полном соответствии с нормативами НАТО в области ведения пси¬хо¬логической войны. Так, согласно наставлению военного комитета НАТО № 402 (МС 402) «психологические операции представляют собой комплекс мероприятий, осуществляемых в мироное и военное время, а также в период возникновения кризисной ситуации. Данные мероприятия предназначены для оказания воздействия на войска и население противника, а также дружественные и нейтральные стороны, с целью формирования у них взглядов, способствующих решению определенных политических и военных задач».

По мнению командования Вооруженных сил Румынии, организация психологического воз¬дейст¬вия на противника играет решающую роль в ослаблении его боеспособности и морального потенциала, и имеет важное значение при подготовке и проведении операций. В связи с этим к числу основных задач ПсО относятся:

  • ослабление воли противника либо потенциально враждебной стороны к сопротивлению;
  • укрепление морального духа своих войск и населения, а также войск и населения союзников;
  • обеспечение поддержки со стороны населения нейтральных стран.

1А.Г. Караяни. Информационно-психологическое противоборство в современной войне, http://armyrus.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=739&Itemid=1148.

2Психологические операции по определению американских директивных и уставных документов - это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская или психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США. Таким образом, психологические операции представляют собой скоординированную пропагандистскую деятельность и психологические действия. При этом под пропагандой понимается систематическое, целенаправленное распространение с помощью средств связи и информации определенных идей с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и отношения или поведение объектов воздействия с тем, чтобы достичь прямых или косвенных выгод для своей страны.

310 октября 2007г. в Ереване был подписан План двустороннего военного сотрудничества между Министерством обороны Армении и Министерством национальной обороны Румынии на 2008 год.

4См. Приложение

5От боеспособной армии – к современной (интервью Министра обороны Армении М.Арутюняна), Газета «Ноев ковчег», №10(121), октябрь 2007, www.noev-kovcheg.ru/mag/2007-10/883.html.

6См. А. Гольев, Аппарат психологической борьбы Вооруженных сил Румынии // «Зарубежное военное обозрение», М., №9, 2007.


Возврат к списку
Другие материалы автора