• am
  • ru
  • en
Версия для печати
16.11.2011

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРУЖИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В XXI ВЕКЕ

   

Сергей Гриняев

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информации во всех сферах жизни и деятельности человека. Информация - новый ресурс, единственный продукт не убыва­ющий, а растущий со временем. Чем больше и быстрее внедряется качественной информации, тем вы­ше жизненный уровень народа, экономический, оборонный и культурный потенциал страны. Происходит трансформация мирового пространства: наряду с географическим пространством формируется, в частности, пространство информационное. Подобно формированию биосферы и ноосферы, сегодня происходит формирование информационной сферы, которая рассматривается как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Уже становится ясным, что информационная сфера, являясь системообразующим фактором современного общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государств, включая и Российскую Федерацию. Очевидно, что целостность современного мира как сообщества обеспечивается в основном за счет интенсивного информационного обмена. Приостановка глобальных информационных потоков даже на короткое время способно привести к не меньшему кризису, чем разрыв межгосударственных экономических отношений. Как отмечается в Доктрине информационной безопасности России, национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе развития технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

В работах ряда авторов отмечается, что в настоящее время в борьбе за сферы экономического и политического влияния в международных отношениях акцент с при­менения военной силы все заметнее смещается на использование более незаметных и гибких средств, основным из которых является контроль и управление информационными ресурсами госу­дарств. Информационное воздействие в этой связи рассматривается как новый вид оружия, которое в определенной степени является более эффективным средством воздействия, чем традиционное воору­жение и военная техника.

Переход информации в разряд важнейших ресурсов человечества вызывает к жизни и проблему борьбы за обладание этим ресурсом. Информационный ресурс является весьма специфической составляющей в совокупности ресурсов развития государства. Его объекты и объединяющая их информационная инфраструктура имеют своеобразные особые пространственно-временные характеристики, не ограничивающиеся пределами национальной территории. Кроме того, сама информация обладает уникальными свойствами делимости и воспроизводимости. Все эти факторы заметно сказываются на общей оценке потенциала того или иного геополитического субъекта, на его способности к устойчивому развитию, на возможности воздействовать на него извне, восприимчивости к скрытому перераспределению информационного ресурса противника специальными силами, средствами и способами информационной борьбы. Считается, что ведущееся вокруг информационного ресурса соперничество, борьба за обладание этим ресурсом, достижения и удержания информационного превосходства сегодня занимает значительное место в геополитической конкуренции развитых стран.

Многие признают тот факт, что в современном мире, а тем более в будущем, статус «великой державы» будет определяться способностью к развитию, к лидерству в приоритетных сферах знаний, информатике, технологиях и повседневному влиянию на обычную жизнь миллионов людей во всем мире через потребляемые ими продукты, товары, услуги, культуру.

Российская Федерация, обладающая значительным военным и экономическим потенциалом и представляющая для стран Запада серьезное препятствие на пути к мировому господству, является объектом пристального внимания спецслужб иностранных государств, занимающихся вопро­сами информационного противоборства.

Разнообразие информационного оружия, форм и способов его воздействия, особенности появления и применения породили сложнейшие задачи защиты от него. К сожалению, иностранные специалисты первые поняли и оценили значение информационного оружия, что послужило поводом к разработке доктрины строительства вооруженных сил стран НАТО в первое десятилетие XXI века, - "Единая перспектива 2010" (Joint Vision 2010) - в основу которой положено информационное превосходство над противником на всех стадиях развития конфликта. В понимании авторов этого документа, информационное противоборство состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственной информации и информационных систем и инфраструктуры. Информационное превосходство определяется ими как способность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации, препятствуя противнику делать то же самое. Оно может быть также определено и как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, позволяя доминировать во все время ее проведения, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.

Американские военные считают, что преимущество в информационном оружии должно упрочить мировое лидерство США в следующем веке. Этим объясняется большой интерес и активность американцев в исследовании проблем информационной войны. Все сказанное подтверждается докладами и дискуссиями на ряде международных конференций по информационной войне, большую часть участников которых составляют сотрудники государственных учреждений, армии и разведывательного сообщества США - АНБ, ЦРУ, ФБР.

Уже сегодня информационное оружие стало одной из важнейших составляющих военного потенциала США, позволяющей выигрывать малые войны и разрешать военные конфликты без применения обычных вооруженных сил, о чем свидетельствует ряд публикаций на эту тему. С начала 90-х годов в США осуществляется формирование организационной структуры информационных войск Министерства обороны. В настоящее время каждый вид вооруженных сил США имеет свой собственный Центр информационной войны. Во всех военных учебных заведениях США введены специальные курсы по информационным войнам и налажен выпуск офицеров по специальности этого профиля.

Универсальность, скрытность, многовариантность форм реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места применения, наконец, экономичность, делают информационное оружие чрезвычайно опасным: оно легко маскируется под средство защиты и даже позволяет вести наступательные действия анонимно.

В докладе Объединенной комиссии по безопасности, созданной по распоряжению министра обороны и директора Центрального разведывательного управления (ЦРУ) в США в июне 1993 года и завершившей свою работу в феврале 1994 года, говорится: “...Уже признано, что сети передачи данных превращаются в поле битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с “электронными скоростями” при обороне и нападении. Информационные технологии позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной безопасности и процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших возможностей по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны ...”

В одном из документов администрации Клинтона, выпущенном в 1993 г., в котором впервые было определено понятие «Национальная информационная инфраструктура» (NII), говорится, что стратегической целью США является "достижение мирового лидерства в фундаментальной науке, математике и технике". Наращивая отрыв в технологическом превосходстве Америка неуклонно идет к поставленной цели.

По мнению ряда военных экспертов, применение современного ин­формационного оружия отражает историческую тенденцию перехода от войн с истреблением противника к войнам, ориентированным на демо­рализацию и социальную дебилизацию противника, без его уничтожения.

Еще великий Сун Цзы говорил о том, что идеальная война – победить противника, не вступая с ним в бой.

Информационное оружие может применяться задолго до начала боевых действий. Боевые действия могут вообще не планироваться, тогда как борьба за достижение целей противоборства реализуется сред­ствами информационной войны. При этом имеется в виду, прежде всего, информационное воздействие на управляющие системы в государстве: военные, политические, экономические, духовные, социальные и т.д.

Цель применения информационного оружия - завоевание информа­ционного превосходства над противником и нанесение ему информаци­онного поражения. При этом используются принципы внезапности, скрытности, многоканальности, цикличности и системности.

Как отмечается некоторыми специалистами, среди наиболее серьезных по своим последствиям задач, которые решаются с помощью информационного оружия, можно выделить следующие:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, нега­тивного отношения к культурному наследию противника;
  • манипулирование общественным сознанием и политической ори­ентацией социальных групп населения страны с целью создания полити­ческой напряженности и хаоса;
  • дестабилизация политических отношений между партиями, объ­единениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции, провокация взаимоуничтоже­ния;
  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;
  • дезинформация населения о работе государственных органов, под­рыв их авторитета, дискредитация органов управления;
  • провоцирование социальных, политических, национальных и ре­лигиозных столкновений;
  • инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
  • затруднение принятия органами управления важных решений;
  • подрыв международного авторитета государства, его сотрудни­чества с другими странами;
  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в по­литической, экономической, оборонной и в других сферах, (майор С.В. Марков, слушатель Военного университета, "О некоторых подхо­дах" к определению сущности информационного оружия", журнал "Безопасность", № 1-2, январь-февраль, 1996).

Возврат к списку
Другие материалы автора