• am
  • ru
  • en
Версия для печати
22.06.2018

НОВЫЕ ВЫЗОВЫ В ПРОТИВОСТОЯНИИ ИРАН-ИЗРАИЛЬ

English

   

«ГЛОБУС» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, номер 4, 2018


Карен Веранян

Руководитель Центра политических исследований НОФ «Нораванк»

Геополитический контекст

Осуществляемая в Сирии в результате координационных военно-политических действий РФ, Ирана и Турции антитеррористическая борьба, похоже, открывает новые возможности для развязки сирийского кризиса. По разным экспертным оценкам, хотя в борьбе с терроризмом были зафиксированы серьезные успехи, тем не менее, не было достаточных военно-политических, безопастностных предпосылок, чтобы говорить о возможности утверждения всеобъемлющей стабильности в Сирии и в регионе в целом. Проблема, пожалуй, в том, что в годы сирийского кризиса на Ближнем Востоке происходит процесс новых, глубинных перестановок соотношения основных международных и региональных акторов. С одной стороны, как было отмечено, антитеррористические операции в Сирии в основном координировала Россия совместно с Ираном и Турцией. С другой стороны, в сирийских военно-политических процессах была заметна тенденция определенного ослабления вовлеченности Вашингтона: Вашингтон не принимал целостного участия в переговорах по преодолению сирийского кризиса. Значительный сегмент международного экспертного сообщества склонен думать, что во время сирийского кризиса на Ближнем Востоке значительно увеличилась роль основных региональных акторов, пытающихся проводить по возможности самостоятельную политику. В частности, говорится о расширении влияния Ирана в регионе, который смог утвердить в Сирии свое военно-политическое присутствие (военные объекты, штабы, ракеты и склады беспилотников и т.д.). Об этом свидетельствуют также результаты прошедших 6 мая в Ливане парламентских выборов (последний раз парламентские выборы в Ливане проводились в 2009г., в 2013-ом и 2017гг. они откладывались из-за обострения сирийского конфликта): более половины из 128 депутатских мандатов (67) в новоизбранном парламенте Ливана получили политические силы блока, возглавляемого организацией «Хезболла», пользующейся поддержкой Ирана.

Новые обострения в конфликте Иран-Израиль

Эксперты, пожалуй, едины во мнении в вопросе о том, что в ходе сирийского кризиса конфликт Иран-Израиль пересекает высокий уровень конфронтации, заметна тенденция учащения прямого вмешательства в сирийские военные действия со стороны Израиля. Согласно неофициальным источникам, по статистике военных ударов, предпринятых или приписываемых армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) в направлении Сирии с 2013г. по май 2018г., в 2013г. Израиль осуществил пять ударов, в 2014г. – всего три. Количество ударов существенно возросло после 2015г.: В 2015г. было проведено 16 военных операций, а в 2016 и 2017гг. – 21 и 27 соответственно. По положению на 30 апреля 2018г., в направлении Сирии Израиль осуществил восемь военных ударов.

Резкие обострения ситуации были зафиксированы также в противостоянии Израиль-Палестина. Переговорный процесс между сторонами уже носит формальный характер. По положению на 19 февраля 2018г. (начиная с 2008г.), из сектора Газа в направлении Израиля было осуществлено около 8448 ракетных обстрелов. Причем, самые высокие показатели были зафиксированы в 2014г. (3686 ракет), в 2012г. (2078) и 2008г. – 1490 ракет. Израильская сторона поразила около 1373 ракет (статистика учла попавшие на территорию Израиля ракеты).

Новую напряженность царящей на Ближнем Востоке крайне нестабильной обстановке передало заявление президента США Д.Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и намерение Вашингтона перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, что, мягко говоря, было воспринято неоднозначно международным сообществом, в том числе ЕС. Более того, Вашингтон собирается представить новый пакет – карту урегулирования этого конфликта, который, фактически, на фоне заявления Д.Трампа о признании Иерусалима столицей Израильского государства можно считать, по меньшей мере, проблемным.

С целью сдерживания влияния Ирана в регионе и восстановления баланса конфликта Иран-Израиль израильская сторона проводит активные политические, политико-правовые работы по сосредоточению внимания международного сообщества на ситуацию на Ближнем Востоке и возможные вызовы. В середине марта текущего года руководство Израиля обратилось в ООН с иском о передислокации миротворческих войск ООН в буферной зоне на границе с Сирией (миротворческие войска ООН покинули свои позиции на Голанских высотах в результате военных столкновений между правительственными силами Сирии и боевиками). В заявлении выражается озабоченность тем, что правительственные войска Сирии могут взять под свой контроль находящуюся под юрисдикцией ООН демилитаризованную буферную зону. Ответ ООН не заставил себя ждать: «миротворческие силы вернутся в Сирию тогда, когда будет урегулирована ситуация в вопросах безопасности».

В последних развитиях конфликта Израиль-Иран особо важен факт проникновения в Израиль беспилотников иранского производства с территории Сирии в начале февраля с.г. и его поражения посредством израильских систем ПВО. В ответ ВВС Израиля нанесли удары по иранским военным объектам в Сирии (системы управления беспилотниками). Сирийская система ПВО поразила израильский истребитель 1F-16. Напомним, что аналогичный инцидент был зафиксирован в ноябре 2017г., когда израильская система ПВО на Голанских высотах уничтожила выпущенный «Хезболлой» беспилотник, который, согласно официальным израильским источникам, был произведен в Иране. Более того, по неофициальным данным, в марте 2018г. два израильских бомбардировщика типа F-35 пятого поколения появились в воздушном пространстве Сирии и Ирака, которые затем пересекли воздушное пространство Ирана с целью осуществления разведывательной операции в направлении ядерных объектов, которые могли быть размещены в районах Бендер-Аббас, Исфахан и Шираз. Согласно информационному источнику, израильские бомбардировщики не были обнаружены сирийскими, иранскими, а также действующими в Сирии российскими радарами, что сразу опровергла российская сторона. Эта информация примечательна, если попытаться увидеть прямую связь между ней и инцидентом поражения беспилотника иранского производства, перешедшего в воздушное пространство Израиля с территории Сирии. А 9 апреля ВВС Израиля атаковали находящиеся на авиабазе T-4 (сирийский штат Хомс) новейшие иранские системы ПВО. Отмечается, что только три ракеты достигли цели, сирийским системам ПВО удалось поразить остальные пять ракет.

Наряду с военно-политическим кризисом в отношениях Иран-Израиль, в Вашингтоне начали чаще говорить о необходимости прямого военного вмешательства США в Сирии. Основой инициирования военных действий США послужил факт применения химического оружия Асадом (согласно официальной информации США) среди мирного населения района Восточная Гута (Сирия), что опровергли власти Сирии и РФ. В результате в первой половине апреля США, Великобритания и Франция нанесли военные удары по сирийским мишеням, которые предположительно связаны с производством «химического оружия».

В середине мая в правительстве Израиля открыто заявляли о возможности физического уничтожения президента Сирии Асада израильской стороной. Примечательной была также распространенная израильскими СМИ информация о том, что Иран собирается нанести ракетные удары по Израилю в ответ на поражение сирийской авиабазы T-4. Если к сказанному добавить также новую информацию Б.Нетаньяху относительно ядерной программы Ирана, то можем сказать, что руководство Ирана пытается в политико-правовом плане «легитимировать» или застраховать свои возможные действия.

Исходя из ближневосточных военно-политических тенденций, общей логики последних обострений противостояния Израиль-Иран, было вполне ожидаемым заявление Д.Трампа о выходе Вашингтона из ядерного договора с Ираном, что дало бы возможность Вашингтону установить новые санкции в отношении Ирана. Д.Трамп заявил о необходимости установления экономических санкций «самого высокого уровня» в отношении Ирана. Довольно конструктивным был ответ официального Тегерана, согласно которому Иран какое-то время будет продолжать оставаться верным ядерному соглашению. Для такого подхода важным условием было, пожалуй, заявление ЕС о готовности поддержать ядерное соглашение. Можем сказать, что санкции отрицательно скажутся на экономике Ирана, понесут ущербы сотрудничающие с Ираном компании, экономические проекты.

Как ожидалось, заявление Вашингтона о выходе американской стороны из ядерного договора создаст в регионе новую напряженность и вызовы: по данным ЦАХАЛ, 10 мая находящиеся в Сирии иранские военные соединения по направлению дислоцированных на границе Израиль-Сирия израильских позиций выпустили около 20 ракет (согласно официальным израильским источникам, из ЗРК «Ураган» советского производства), четыре из которых были поражены системой ПВО «Железный щит». В ответ израильская сторона обстреляла более 50 мишеней на территории Сирии (преимущественно базы, военные штабы и разведывательные подразделения корпуса стражей иранской исламской революции).

Азербайджанский фактор в конфликте Израиль-Иран: новые реалии

Можно предположить, что для заявления Д.Трампа о выходе США из ядерного договора с Ираном значительную роль сыграла представленная на днях международному сообществу новая информация премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху относительно ядерной программы Ирана: иранская сторона после подписания ядерного договора, согласно официальной израильской информации, «скрывает свою ядерную программу, продолжает осваивать программы обогащения урана, тем самым нарушая положения ядерного соглашения». Согласно официальным израильским источникам, эти документы были приобретены в результате разведывательных операций израильских спецслужб. Примечательным было также заявление Б.Нетаньяху, в котором он высказал надежду на то, что Д.Трамп «примет правильное решение относительно дальнейшей судьбы ядерного договора с Ираном». Согласно кувейтским СМИ, в деле приобретения вышеупомянутых договоров велика был роль Азербайджана: служба внешней разведки Израиля приобрела их на территории Ирана, затем они были доведены до границы Иран-Азербайджан, после чего доставлены из Азербайджана с Израиль. В этом плане, пожалуй, символичным нужно считать то, что до шума вокруг документов (в конце апреля) Б.Нетаньяху направил президенту Азербайджана И.Алиеву приглашение посетить Израиль.

Об активной деятельности израильских спецслужб на территории Азербайджана говорилось не раз: их основной мишенью является Иран. 24 августа 2014г. официальные иранские источники распространили информацию о том, что разведывательные подразделения корпуса стражей Иранской исламской революции сбили беспилотник израильского производства, осуществлявший полеты в окрестностях ядерного объекта в Натанзе (Иран). Есть экспертная точка зрения, согласно которой сбитый в Иране беспилотник разведывательного значения Hermes мог быть выпущен с территории Азербайджана, в частности, Нахиджевана.

По некоторым экспертным оценкам, с деятельностью израильской разведки с территории Азербайджана связывали также антиправительственные демонстрации, стартовавшие в Иране в декабре прошлого года. Согласно этому сценарию, в организации и курировании демонстраций в Иране была задействована размещенная в Азербайджане израильская оперативно-специализированная группа быстрого реагирования, организующая «цветные революции».

Деятельность израильских спецслужб на территории Азербайджана «популяризовал» визит Б.Нетаньяху в Азербайджан в декабре 2016г.: руководитель службы внешней разведки этой страны Йоси Коэн назвал этот визит стратегическим. В частности, говорилось о подписании меморандума о сотрудничестве между двумя странами в сфере безопасности, предусматривающего также сотрудничество между спецслужбами, борьбу с терроризмом, религиозной нетерпимостью, обеспечение присутствия инструкторов Мосада в Азербайджане и так далее.

Выводы

- Конфликт Израиль-Иран входит в стадию новых рисков и угроз,

- Выход США из ядерного договора с Ираном и применение качественно новых санкций Вашингтоном в отношении Ирана будут способствовать усугублению нестабильности на Ближнем Востоке.

- Для Армении продолжает оставаться важным вопрос обеспечения стабильности и безопасности Ирана – со своими оборонными и экономическими составляющими.

- Американские экономические санкции в отношении Ирана могут отрицательно сказаться на экономической политике РА.



Возврат к списку
Другие материалы автора