• am
  • ru
  • en
Версия для печати
14.04.2008

КСЕНОФОБИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДЕ: ОБ ИСЛАМОФОБИИ

English

   

Сурен Манукян

исламофобия (original) Нетерпимость и ксенофобия – неотъемлемые спутники человечества даже в самых успешных и благополучных обществах. Зачастую эти явления выходят за рамки отдельного государства и, трансформируясь, становятся мировыми тенденциями, распространяемыми одними и теми же механизмами и выражаемыми одними и теми же показателями. Одной из таких тенденций в современном мире является исламофобия, которая, как ни странно, более всего охватила либеральный Запад.

Второе рождение понятия

Впервые термин «исламофобия» в 1922г. использовал востоковед Этьен Дине в своем эссе «Восток глазами Запада», пытаясь отметить негативное отношение к исламу, существовавшее из-за множества конфликтов между Европой и мусульманским миром – со времен крестных походов до эпохи колониализма.

Это понятие, десятилетиями преданное забвению, начало активно применяться в конце 20 века. Оно вошло в политический лексикон благодаря опубликованному в 1997г. британским исследовательским центром Runnymede Trust докладу «Исламофобия: вызовы для всех», в котором исламофобия формулировалась как иррациональный, необъяснимый страх и ненависть к исламу, распространенный во всех слоях населения. Это выражается следующим образом: ислам воспринимается не как отличная от Запада, а как отстающая от него цивилизация, а исламская культура – как окаменелое, враждебное к другим мнениям, женоненавистническое явление, содержащее угрозу для других культур.

В 2004г. состоялась международная конференция «Борьба с исламофобией» под председательством генерального секретаря ООН, а Совет Европы осудил исламофобию в ходе одной из встреч на высоком уровне.

В более широком смысле явление «исламофобия» объединяет все те действия и выражения, совершенные, либо высказанные против ислама, которым мусульмане дают отрицательную оценку – от насильственных действий до любой критики в адрес мусульман и исламских активистов, исламской веры и социальной практики. Таким образом, сегодня этот термин вышел за традиционные рамки и применяется как синоним к «предубеждению в отношении ислама». Эта вторая, более общая формулировка позволяет некоторым ученым оспаривать необходимость термина, поскольку он практически совпадает с такими явлениями, как расизм, антиисламизм, антисемитизм, ксенофобия и пр.

Дискриминация и социальное отчуждение

Если вопрос необходимости термина может оспариваться, то вопрос существования явления неоспорим.

Проживающие на Западе мусульмане чувствуют дискриминационное отношение к себе, выражаемое в различных сферах жизнедеятельности: по месту работы и в учебных заведениях, в бытовых вопросах, в передачах средств массовой информации. Предвзятое отношение лишает мусульман возможности интегрироваться в общество и чувствовать себя его полноправными членами. Таково основное заключение, сделанное в докладе «Мусульмане в Евросоюзе: дискриминация и ксенофобия», опубликованном Европейским мониторинговым центром.

В докладе приведены конкретные показатели дискриминации. Например, уровень безработицы в Великобритании у выходцев из Пакистана и Бангладеш составляет 20%, в то время как у всех иммигрантов – всего 11%, а в стране в целом – 6%. В Германии безработица у турок составляет 21%, а в стране в целом – 8%. Работодатели, рассматривая кандидатуры будущих работников, предпочитают отказываться от мусульман. Та же тенденция наблюдается в образовательной сфере: мусульманам редко удается получить высшее образование, и это влияет на их дальнейший социальный статус. Кроме того, мусульмане, как правило, живут в худших условиях и кварталах и из-за этого лишены возможности посещать хорошие школы.

Негативное отношение к мусульманам укладывается также в рамки негативного отношения, существующего ко всем иммигрантам и национальным меньшинствам. В докладе приводится пример из истории молодой мусульманки, живущей в Роттердаме. «На часто задаваемый вопрос – «когда вы собираетесь вернуться туда, откуда приехали?» – я отвечаю: «Мне некуда идти, поскольку я родилась здесь, в Роттердаме». Такое слышать вовсе нелегко, поскольку это заставляет чувствовать себя иностранкой. Иногда я ловлю себя на мысли, что уже считаю себя иностранкой».

Отчужденность из года в год нарастает. Это связано, в том числе, с широким общественным резонансом по поводу громких инцидентов (например, беспорядки в пригородах французских и бельгийских городов, проблема ношения хиджаба во Франции, проблема обрядового жертвоприношения животных в Швейцарии, публикация карикатур на пророка Мухаммеда в Дании и последовавшая за ней реакция в исламском мире), когда местное христианское большинство воспринимает случившееся как угрозу собственной идентичности.

Как результат, увеличивается число шагов, направленных против мусульман, например, акты вандализма в отношении мечетей и мусульманских центров; оскорбления, звучащие в адрес женщин, носящих хиджаб; запрет на строительство мечетей, дополнительные проверки в аэропортах и т.д.

Естественным ответом исламской общины становится отрицание связи ислама с терроризмом и предъявляемое Западу ответное обвинение в несправедливом преследовании, находящем свое выражение в формуле исламофобии.

Причины новой волны антиисламизма

Чтобы понять современные причины роста исламофобии, нужно выделить несколько его конкретных слоев:

а) Ориенталистский

Историческая память и стереотипы оказывают значительное воздействие на общественное сознание. Именно ориентализм подчеркнул чувство превосходства собственной культуры, присущей европейским странам и западному миру еще в средние века и в эпоху Возрождения. С тех пор страдающая эгоцентризмом Европа относится к другим культурам с пренебрежением. По мнению многих исследователей, именно это исторически сложившееся общественное сознание лежит в основе пренебрежительного отношения европейцев в отношении ислама и имеет очень важные последствия.

б) Культурологический

На Западе за последние десятилетия образовался четкий антиисламский дискурс, связанный, в первую очередь, с образованием на Западе исламских общин, укоренившиеся традиции, каждодневные функции и происходящее в которых представляют угрозу культурному, языковому и национальному единству западного общества и устоявшемуся общественному порядку.

Это ощущение еще более подчеркивают СМИ: поскольку классическое восприятие исламофобии связано с необъяснимым чувством страха, то чрезвычайно важен образ, который они создают. Представляемые материалы, зачастую не будучи напрямую антиисламскими, тем не менее, по своему сенсационному характеру пробуждают ощущение определенной угрозы, формируя на глубинном уровне четкое негативное мнение. Заметна также тенденция путать мировой ислам с локальным, когда радикальные действия глобального ислама механически переносятся на локальный. Например, такое явление, как терроризм, в основном объясняется общими признаками, присущими исламу, и, как следствие, любой мусульманин становится потенциальным террористом.

Установилась не произносимая вслух разница между «конфликтогенными» и «интеграционными» культурами. Ислам причисляется к первым и рассматривается как угроза для западного общества, его системы ценностей и идентичности.

г) Безопасность

Одной из важнейших причин исламофобии является также угроза прямого физического уничтожения. Антитеррористические настроения, появившиеся после террористических актов, осуществленных в США, а затем и Европе (Мадрид, Лондон), переросли в антиисламские настроения. Эти настроения сыграли решающую роль в создании имиджа ислама, в частности, когда эти события были прокомментированы как столкновение двух разных, противостоящих друг другу моделей мироустройства – западной и исламской. Сложившаяся в США атмосфера страха и волна последовавших за этим антиисламских выступлений были настолько сильными, что для их нивелирования понадобилось даже вмешательство первых лиц государства.

Примечательны террористические акты, совершенные в Европе. В отличие от 11 сентября, их исполнители имели местное происхождение, а авторами лондонских событий были британские граждане, родившиеся в Великобритании. Это породило новые реалии, с которыми общество не могло не считаться. Фактически, внутри собственной страны появился враг, бороться с которым намного труднее как технически, так и психологически. Эти реалии привели к естественному усилению атмосферы недоверия к мусульманам.

Иное мнение

Однако мнения об исламофобии также неоднозначны. Некоторые вовсе не принимают термин «исламофобия» и само существование этого явления. Более того, исламофобия считается специально созданным понятием, используемым исламистами для маскировки радикального исламизма и получения политических дивидендов.

Например, такого мнения придерживается известный своими праворадикальными взглядами американский исследователь Даниэл Пайпс. По его словам, термин «исламофобия» появился 10 лет назад в Великобритании благодаря «Комиссии британских мусульман против исламофобии» и применяется каждый раз, когда исламские организации подвергаются критике. Он считает, что страх перед исламом – не иррациональное чувство, а следствие определенных действий мусульман и, кроме того, термин «исламофобия» искусственно объединяет два разных явления – страх перед радикальным исламом и исламом вообще. Пайпс считает, что распространенность явления и исходящая от него угроза преувеличены. Он опровергает тот факт, что британские мусульмане постоянно сталкиваются с дискриминацией со стороны полиции, поскольку статистика этого не подтверждает. Что касается социальной дискриминации, то, по его словам, за последние годы была опубликована только одна книга, демонизирующая ислам - «Хадж» Леона Юриса. Пайпс не отрицает, что мусульмане иногда становятся жертвами дискриминации, в то же время считая, что это результат не исламофобии, а ксенофобии вообще.

В свою очередь, Чарльз Мур предлагает новую интерпретацию этого термина – чувство страха у мусульман в отношении своей религии, либо того, во что превратили ислам радикалы.

Согласно Ясмин Браун, исламофобия используется для того, чтобы шантажировать общество и заставить замолчать тех, кто осмелиться критиковать любой шаг, совершенный проповедниками ислама.

Еще один аспект, который зачастую игнорируется, но имеет чрезвычайно важное значение. Если рассматривать исламофобию с точки зрения исламского законодательства, то, согласно Корану, преследования мусульман, даже в тех странах, где гражданская власть принадлежит не им, могут стать достаточным поводом для вооруженного джихада, что в данном случае будет рассматриваться как законная самозащита.

Кроме того, явление «исламофобия», как это ни странно, приносит также определенную выгоду мусульманским общинам: реальные и надуманные давления позволяют вовлекать в общины все больше мусульман. В западных государствах внешняя угроза сплачивает мусульманские общины. Кроме того, появляются организации, которые под предлогом борьбы с исламофобией получают возможность говорить от имени всей мусульманской общины и удостаиваются внимания властей принимающих государств (например, CAIR – Совет американо-исламских отношений – в США).


Возврат к списку
Другие материалы автора