06.03.2013
«21-րդ ԴԱՐ» N 1, 2013
The first issue of “21-րդ ԴԱՐ” journal for 2013 was published. G.Harutyunyan referred to the prospects of the development of the Eurasian integration (“EAU: the Main Issues of Information Security and Possible Scenarios of Integration”); L.Evoyan (“Georgia’s Involvement in the Turkish-Azerbaijani Military Alliance”), L.Hovsepyan (“Tendencies of Turkey’s Defense Policy”), G.Arshakyan and A.Eghiazaryan (“The Priorities of Turkish Policy in Transcaucasia”) covered the processes taking place in the neighboring regional countries. Interesting proposals concerning the sources of financing for the modernization of the Armenian economy were made by A.Tevikyan. A group of authors turned to the science assessment system.
Below you can find the annotations of the articles in Armenian and their resumes in Russian.
Gagik Harutyunyan
EAU: THE MAIN ISSUES OF INFORMATION SECURITY AND POSSIBLE SCENARIOS OF INTEGRATION
|
Annotation
|
Բելառուսի, Ղազախստանի և Ռուսաստանի նախագահների՝ Եվրասիական միություն (ԵԱՄ) ստեղծելու որոշումը և այդ միությանը միանալու Հայաստանի հնարավորությունը հայկական հանրության մեջ աշխույժ քննարկումների առիթ են տվել։ Դա պայմանավորված է հետևյալ հանգամանքներով։
Ինչպես գիտենք, Ռուսաստանը Հայաստանի ռազմավարական գործընկերն է, իսկ ՀԱՊԿ-ին անդամակցությունը (ՌԴ-ի հետ երկկողմ համաձայնագրերի հետ միասին) ՀՀ ազգային անվտանգության հիմքն է հանդիսանում։ Սրան զուգահեռ, արդեն տևական ժամանակ Հայաստանը տարբեր ձևաչափերով համագործակցում է Եվրամիության հետ. այժմ բանակցություններ են վարվում ԵՄ-ի հետ ասոցիացված համաձայնագրի կնքման ուղղությամբ, իսկ գործընկերությունը ՆԱՏՕ-ի հետ ընթանում է Անհատական գործընկերության գործողությունների ծրագրի շրջանակում։ Ուստի, ԵԱՄ-ին միանալու հեռանկարը հանրության մի մասի կողմից ընկալվեց որպես այլընտրանք, որն օրակարգից կհանի ԵՄ-ի հետ փոխհարաբերությունների հարցը։ |
ЕАС: ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ИНТЕГРАЦИИ
Гагик Арутюнян
|
|
Резюме
В статье обсуждаются проект возможного формирования Евразийского союза (ЕАС) и сопутствующие этому процессу информационные и интеграционные проблемы. С точки зрения оптимизации информационного сопровождения проекта указывается на необходимость сохранения «неразрывности» национальной памяти как предусловия и фундамента интеграционных процессов. Рассматривается возможность сближения ЕС и ЕАС в рамках мегапроекта «Большая Европа». Представлены мотивы возможного участия Армении в интеграционных процессах. Проанализирована ситуация в Грузии, являющейся критической инфраструктурой в контексте региональных интеграционных процессов.
|
Lia Evoian
GEORGIA’S INVOLVEMENT IN THE TURKISH-AZERBAIJANI MILITARY ALLIANCE
|
Annotation
|
| Հարավային Կովկասը շարունակում է մնալ Թուրքիայի արտաքին քաղաքականության կարևորագույն թիրախներից մեկը: Դա ամրագրված է 2011թ. հունիսի 12-ի Թուրքիայի խորհրդարանական ընտրություններին Արդարություն և զարգացում կուսակցության (ԱԶԿ) հրապարակած նախընտրական ծրագրում (Seçim Beyannamesi), որտեղ Հարավային Կովկասը կարևորությամբ Թուրքիային սահմանակից շրջաններից երրորդն է, իսկ Ադրբեջանի և Վրաստանի հետ հարաբերությունների հետագա զարգացման նպաստումը ներկայացված է որպես ԱԶԿ արտաքին քաղաքականության առաջնային ուղեգծերից մեկը: |
ВОВЛЕЧЕНИЕ ГРУЗИИ В ТУРЕЦКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК
Лия Эвоян
|
|
Резюме
8 июня 2012г. в Трапезунде была подписана декларация между Турцией, Азербайджаном и Грузией, перенесшая существующие добрососедские отношения на качественно новый уровень. После смены власти в Грузии в результате парламентских выборов (1 октября 2012г.) возникли определенные сомнения в стабильности будущих развитий в разносторонних отношениях вышеназванных государств.
В статье предпринята попытка показать нынешнюю политическую ситуацию на Южном Кавказе, проанализировать развития турецко-азербайджано-грузинских отношений в контексте их возможных воздействий на регион и, в особенности, на Республику Армения.
|
Levon Hovsepyan
TENDENCIES OF TURKEY’S DEFENSE POLICY
|
Annotation
|
| Սառը պատերազմի ավարտից հետո Թուրքիան վերանայեց և վերաձևակերպեց ինչպես արտաքին, այնպես էլ անվտանգային ու պաշտպանական քաղաքականության իր ռազմավարությունը: Սառը պատերազմի ավարտով սկսված աշխարհաքաղաքական փոփոխություններն ու զարգացումները ստիպեցին Թուրքիային առավել զգուշորեն և հետևողականորեն հստակեցնել միջազգային ու տարածաշրջանային անվտանգության ու պաշտպանական քաղաքականության գերակայություններն ու նոր մարտահրավերները: Փոխվեցին Թուրքիայի անվտանգության մարտահրավերներն ու սպառնալիքները: |
ТЕНДЕНЦИИ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ
Левон Овсепян
|
|
Резюме
После окончания Холодной войны Турция пересмотрела и переформатировала свою стратегию как внешней политики, так и политики в сфере безопасности и обороны.
Последовавшие после Холодной войны геополитические изменения и развития вынудили Турцию максимально осторожно и последовательно уточнять приоритеты и новые вызовы в сфере международной и региональной безопасности и оборонной политики. Изменились вызовы и угрозы безопасности Турции.
|
Grigor Arshakyan, Arman Eghiazaryan
THE PRIORITIES OF TURKISH POLICY IN TRANSCAUCASIA IN 2008-2011 AND TURKISH-AZERBAIJANI RELATIONS
|
Annotation
|
Անդրկովկասում 2008թ. վրաց-ռուսական հնգօրյա պատերազմից հետո ձևավորված իրավիճակը և Թուրքիայի քաղաքականությունը
2008թ. օգոստոսին վրաց-ռուսական հնգօրյա պատերազմից հետո Անդրկովկասում բոլորովին նոր իրավիճակ ստեղծվեց, որն, ընդհանուր առմամբ, կարելի է ներկայացնել հետևյալ կերպ. |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ТУРЦИИ В ЗАКАВКАЗЬЕ В 2008-2011гг. И ТУРЕЦКО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Григор Аршакян, Арман Егиазарян
|
|
Резюме
С 2008г. между Турцией и Азербайджаном возникают проблемы, связанные с вопросом урегулирования турецко-армянских отношений. Несмотря на то, что турецко-азербайджанское сотрудничество имеет для Турции стратегическое значение, для нее также важна сбалансированность в региональной политике в Закавказье.
Приоритетная для Турции задача создания тесных связей в регионе стала невыполнимой вследствие неуступчивой позиции Азербайджана. Перед Турцией встал важный выбор: добиться статуса региональной державы в регионально-географическом отношении или же с помощью энергетических ресурсов Азербайджана превратиться в державу, контролирующую пути вывоза энергетических ресурсов региона.
|
Ashot Tevikyan
THE SOURCES OF FINANCING FOR THE MODERNIZATION OF THE ARMENIAN ECONOMY
|
Annotation
|
| 2012թ. հունիսին ՀՀ կառավարությունը ՀՀ Ազգային ժողով ներկայացրած և նրա հաստատած ծրագրով սկսել է իրականացնել բարեփոխումների փաթեթ, որտեղ, որպես երկարաժամկետ կայուն աճի գլխավոր պայմաններ, արտացոլված են հետևյալ երեք գերակայությունները` տնտեսության մրցունակության բարձրացում, մարդկային կապիտալի և ինստիտուցիոնալ կարողությունների զարգացում: ՀՀ կառավարությունն ակնկալում է, որ առաջիկա հինգ տարվա ընթացքում տնտեսության ներքին ռեսուրսների վրա հիմնված (էնդոգեն) զարգացումը կունենա Հայաստանի տնտեսական աճի ապահովման առաջնային դերակատարում։ |
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ АРМЕНИИ
Ашот Тевикян
|
|
Резюме
Задачей данной работы является анализ макроэкономических пропорций для определения возможностей увеличения финансирования модернизации экономики Армении и источников средств для увеличения сбережений и накоплений. В статье рассматривается стратегия развития, нацеленная на модернизацию экономики, которая предполагает решение многих проблем, объединенных в три основные группы. Это макроэкономические проблемы, связанные с производством ВВП и использованием ресурсов экономики на накопление капитала, проблемы, связанные с мотивацией предпринимателей в развитии и обновлении производства, и институциональные проблемы, призванные обеспечить благоприятные условия для развития бизнеса. Обосновывается необходимость основного выбора: либо нужно взять курс на новую экономическую модель развития, базирующуюся на модернизации экономики и переходе на инновационные рельсы, либо стремиться поддерживать и увеличивать относительно небольшое социальное благополучие на основе постепенного обновления и увеличения имеющегося производственного потенциала и использования доходов от реализации сырьевых ресурсов.
|
Shushanik Sargsyan, Edita Gzoian, Narine Khazaryan, Lusine Hovhannisyan, Eduard Iskandaryan
IMPACT-FACTOR: ASSESSMENT OF SCIENCE IN FIGURES
|
Annotation
|
| Գիտությունը հանդես է գալիս միաժամանակ որպես տեղեկատվության հիմնական արտադրող և գլխավոր սպառող: Տվյալ երկրի գիտության և կրթության զարգացման գործընթացը ճիշտ կառավարելու համար անհրաժեշտություն է առաջանում ստեղծել գիտական գործունեության արդյունքների օբյեկտիվ գնահատման համակարգ: Գնահատման ճշգրտությունից և օբյեկտիվությունից է կախված ինչպես գիտության ֆինանսավորման գերակայությունը, այնպես էլ գիտական հետազոտությունների հետագա առաջընթացը: |
ИМПАКТ-ФАКТОР: ОЦЕНКА НАУКИ В ЦИФРАХ
Шушаник Саркисян, Эдита Гзоян, Нарине Казарян, Лусине Ованнисян, Эдуард Искандарян
|
|
Резюме
Статья является продолжением исследований относительно армянских научных журналов, проведенного Центром мониторинга и анализа научной информации. Представлены импакт-факторы 2011 научных журналов, издаваемых в Армении. Проведен сравнительный анализ с прошлыми годами (2009, 2010). Исследования показали рост импакт-факторов научных журналов. На основе проведенных исследований авторы заключили, что благодаря последовательной политике Государственного комитета по науке и в результате внедрения и распространения наукометрической системы Центром мониторинга и анализа научной информации наблюдается стабильный рост научной деятельности в Армении.
|
Mariam Margaryan, Hovsep Movsisyan
PECULIARITIES OF FORMATION OF THE DEMOCRATIC LEGITIMACY IN THE RA
|
Annotation
|
| Քաղաքական լեգիտիմության հիմնախնդրի ուսումնասիրումն արդիական է կերպափոխման գործընթացում գտնվող հասարակություններում, որոնք «առաջին սերնդի» ժողովրդավարների կատարած գծային ազատական բարեփոխումների արդյունքում հայտնվել են քաղաքական զարգացման ճգնաժամերի (բաշխման, մասնակցության, շարժունակության, նույնականացման, լեգիտիմության) մեջ: Ավելին, օգտվելով ժողովրդավարության որակի բնույթից՝ ժողովրդահաճ ուժերը, հեղափոխականացնելով ընտրազանգվածի քաղաքական ցածր գիտակցությունը, խաթարում են լեգիտիմությունը` ազգային անվտանգության ապահովման համար ստեղծելով ներքին և արտաքին համաչափ-անհամաչափ նոր սպառնալիքներ: |
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ЛЕГИТИМНОСТИ В РА
Мариам Маргарян, Овсеп Мовсесян
|
|
Резюме
В статье демократическая легитимность рассмотрена как система многовекторного диалога общество-государство-нация-личность. Будучи результатом преодоления кризисов политического развития, демократическая легитимность представляет собой комплексную целостность, для которой характерно применение принципов «хорошего управления». Очевидно, что цветные/иллюзорные революции и проявляющийся в разных частях света терроризм заставляют переоценить целесообразность векторного развития. Необходимо с помощью разработки новых стратегий структурировать как глобальное, так и локальное будущее цивилизаций.
|
Subscription: www.pressinfo.am, Haymamul
Purchase: “Noravank” Foundation
Address: 23/1 Garegin Njdeh, Yerevan,
Phone:+374 10 44 04 73, +374 93 54 31 71