• am
  • ru
  • en
Версия для печати
26.09.2016

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИРАНА В АВГУСТЕ 2016Г. (Обзор основных событий)

English

   

Роман Карапетян
Преподаватель кафедры дипломатии и международных отношений ЕГУ

Исламская Республика Иран еще более подчеркнуто акцентирует важность регионального направления во внешней политике. Официальный Тегеран с особой последовательностью пытается развивать сотрудничество в двустороннем и трехстороннем формате с Российской Федерацией и Турцией.

Иран-РФ-Южный Кавказ. Пожалуй, самые важные события во внешнеполитической повестке Ирана связывались с Россией и Турцией.

7 августа президент ИРИ Хасан Роухани оправился в Баку, где в рамках встречи с азербайджанским коллегой были подписаны соглашения о двустороннем экономическом сотрудничестве в сферах коммуникации и культуры. На следующий день в Баку состоялась встреча президентов Ирана, Азербайджана и России. Стороны обсудили вопросы региональной безопасности, правового статуса Каспийского моря, борьбы с терроризмом. Основной темой повестки был вопрос урегулирования транспортного коридора Север-Юг, где эти три страны имеют ключевое значение.

Справка. Обсуждения по формированию транспортного коридора Север-Юг начались около двух десятилетий назад. Проект предусматривает создание коммуникационной линии Индия-Россия, а оттуда – в Европу, в которой основными связующими звеньями будут Иран, Азербайджан и Россия. Протяженность предусмотренной транспортной линии составляет 7200 км, включая отрезок Мумбаи (Индия) – Санкт-Петербург.

В Баку президенты трех стран достигли договоренности о включении в активное практическое русло процесса создания транспортного коридора Север-Юг. В этом плане, в первую очередь, была подчеркнута важность завершения строительства железной дороги Решт-Астара, которая свяжет железнодорожные участки Ирана и Азербайджана. Стороны достигли договоренности также относительно объединения энергосистем трех стран. Для начала этого процесса в ближайшие месяцы предусмотрено организовать встречи между ответственными лицами сферы. Президенты обсудили вопросы совместных планов в борьбе с терроризмом и радикализмом. Стороны договорились также приложить совместные усилия по линии существующих в регионе конфликтов. Все договоренности, ставшие предметом обсуждения в ходе трехсторонней встречи, были закреплены в совместном меморандуме.

Иранская сторона стремится к формату трехстороннего сотрудничества также с Россией и Турцией. Об этом заявил министр иностранных дел Зариф во время встречи в Тегеране с представителем президента РФ по вопросам Ближнего Востока Михаилом Богдановым.

От процессов регионального транспортного сотрудничества пытается не отстать также Армения. Посол РА в Иране Арташес Туманян во время встречи с бизнес-кругами и производителями в городе Казвин сказал, что Армения может стать для иранцев самыми хорошими воротами в Европу и Россию. Посол подчеркнул также, что посредническая роль Армении получает еще большую важность, поскольку она является членом Евразийского экономического союза.

Иран продолжает углублять военное сотрудничество с Россией. В ходе встречи в Москве с военной делегацией Ирана министр обороны РФ Сергей Шойгу говорил о намеченных в ближайшее время совместных учениях с Ираном. Однако сотрудничество в этой сфере протекает не столь гладко. В политических кругах Ирана и, в частности, в меджлисе, поднялась большая волна недовольства в связи с полетами российских военных самолетов с размещенной в Хамадане военной базы. Они оттуда наносили удары по находящимся в Сирии боевикам и террористам. Около двух десятков депутатов меджлиса даже подготовили законопроект, запрещающий иностранным вооруженным силам пользоваться иранскими военными базами.

Иран-регион. Месяц ознаменовался зафиксированными в отношениях Иран-Турция развитиями. Посол Турции в Тегеране в ходе встречи с помощником духовного лидера Ирана по международным вопросам Али Велаяти подчеркнул, что отношения между двумя странами за последние десять лет достигли максимума своего развития. 11 августа по приглашению министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в Анкару отбыл глава иранского МИД Зариф. В ходе встречи стороны обсудили вопросы двустороннего сотрудничества и региональной безопасности. Чавушоглу поблагодарил Иран за его позицию во время попытки вооруженного переворота в Турции. Глава турецкого МИД также сообщил, что Турция планирует в ближайшем будущем увеличить объемы закупаемого у Ирана газа. Зариф встретился также с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В ходе встречи Зариф отметил, что Иран, Турция и Россия – ключевые страны региона, поэтому основные вопросы здесь должны регулироваться при их непосредственном участии. Полагаем, тем самым руководитель иранского внешнеполитического ведомства намекал также на развитие трехстороннего сотрудничества.

Сближение позиций Ирана и Турции заметно также в сирийском вопросе. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявляет, что создание курдской автономии на севере Сирии недопустимо, и Турция, Иран и Россия должны действовать в Сирии согласованно. 20 августа Чавушоглу нанес незапланированный визит в Тегеран. Согласно официальным источникам, основной целью визита была подготовка намеченного в Иран визита президента Турции Эрдогана. Однако полагаем, что это было непосредственно связано с вторжением через несколько дней турецких войск в Сирию. После вторжения турецких войск на север Сирии официальный Тегеран заявил, что Турция делает это с нарушением норм международного права, а позже начал говорить о необходимости вывода турецких войск оттуда. Однако следует отметить, что Тегеран делает свои заявления не на самом высоком уровне и не в резком тоне, как привык делать в сирийском вопросе. Очевидно, что Ирану также невыгодно формирование курдского государства на севере Сирии, поэтому, по нашему мнению, эти заявления, скорее, носили декларативный характер. Тегеран главным образом акцентирует то обстоятельство, что осуществляемые в Сирии действия Турция должна согласовать с Ираном и правительством Асада, чтобы нестабильная ситуация в регионе не обострилась еще больше. Полагаем, Иран сохранит эту позицию до тех пор, пока Турция не «прощупает» свои интересы в Сирии.

4 августа в Тегеране были проведены политические консультации с представителями Афганистана. Основными темами обсуждений были борьба с терроризмом, создание коммуникационных путей, связывающих Афганистан с Европой посредством Ирана. Иранская сторона особо подчеркнула, что безопасность Афганистана имеет важное значение для Тегерана, поэтому нельзя допустить, чтобы он стала для террористов «дорогой побега». Относительно совместной борьбы с терроризмом Иран достиг договоренностей также с Кыргызстаном в ходе встречи в Бишкеке министра разведки ИРИ Махмуда Алави и его кыргызских коллег.

Иран продолжает обращать особое внимание на отношения с двумя соседними странами – Ливаном и Сирией. Иран выразил готовность оказать военную помощь Ливану в борьбе с терроризмом, если он пожелает. Председатель комиссии меджлиса по вопросам национальной безопасности Алаэддин Боруджерди в Дамаске встретился с главой Сирии Башаром Асадом. Стороны обсудили дальнейшие совместные действия в борьбе с терроризмом. Полагаем, на этой встрече, по всей вероятности, обсуждался также вопрос вторжения турецких войск в Сирию.

Иран-Запад. В отношениях с Западной Европой и США в августе были зафиксированы преимущественно отрицательные развития. Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что ядерное соглашение все еще не говорит об урегулировании отношений между Ираном и Германией. Согласно А.Меркель, этого можно достичь только в том случае, если Иран признает независимое существование Израиля. А Великобритания обвинила Иран в поставке оружия боевикам Йемена. В ответ представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми отметил, что Великобритания лжет и обвинил Лондон во вмешательстве во внутренние дела региональных стран. США также обвиняют Иран в поставке ракет боевикам Йемена и рассматривают вопрос применения новых санкций в отношении ИРИ. Советник духовного лидера ИРИ по международным вопросам Али Велаяти заявил, что Иран смотрит на Россию и Китай, и их не интересует мнение США. Полагаем, Иран вовсе не думает идти на уступки в деле урегулирования отношений с США, более того, все больше чувствуется усиление азиатского вектора в его внешней политике. Экс-президент Ирана Махмуд Ахмадинежад написал письмо президенту США Бараку Обаме, требуя до завершения срока его полномочий аннулировать все санкции в отношении Ирана и компенсировать нанесенный ущерб.

Иные развития фиксируются в отношениях со странами Восточной Европы. Замглавы МИД Ирана по вопросам стран СНГ и Азиатско-тихоокеанского региона Ибрагим Рахимпур с рабочим визитом был в Беларуси и Молдове. Основным предметом обсуждений были вопросы экономического сотрудничества.

Другие направления внешней политики Ирана. Месяц ознаменовался турне министра иностранных дел Ирана по странам Латинской Америки. В ходе семидневного турне (с 22 августа) глава иранского МИД побывал на Кубе, в Никарагуа, Боливии, Чили, Эквадоре и Венесуэле. Делегация Зарифа была многочисленной, около 120 человек, 60 из них представляли бизнес-круги страны. В ходе визита основными предметами обсуждений были вопросы экономического и политического сотрудничества. Со странами Латинской Америки были достигнуты договоренности по развитию сотрудничества в финансово-банковской, торговой, коммуникационной и других сферах. Основной темой обсуждений в ходе встречи с президентом Венесуэлы Николасом Мадурой был вопрос рынка нефти и дальнейшие планы в ОПЭК в этой сфере. В Манагуа Зариф сообщил о заинтересованности Ирана в участии в намеченном в Никарагуа строительстве канала. Работы по строительству предусмотрено начать в 2019г., которые, согласно предварительной договоренности, должны осуществить китайские компании.

Сфера ядерной энергетики продолжает оставаться на передовых позициях. Иран достиг договоренности с российской компанией «Росатом» по строительству второго ядерного энергоблока в Бушере. Фактически, можно сказать, что ядерное соглашение пока что «работает» на благо развития мирных ядерных программ в Иране. Хотя ожидания в нефтяной сфере в 2016г. были достаточно большими, Ирану все еще не удается обеспечивать масштабные иностранные инвестиции на своей территории. Иностранные инвесторы, от которых Иран в этом году ожидал инвестиции в размере $50 млрд., выполнили лишь 10% предусмотренного объема. Основная причина заключается в том, что в отношениях Иран-Запад все еще есть темные точки, поэтому в любой момент в отношении Ирана могут быть применены новые санкции, повышая риск потери сделанных инвестиций.


Возврат к списку
Другие материалы автора