• am
  • ru
  • en
Версия для печати
27.02.2012

КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ НЕ ВОЗОБНОВИТСЯ ДАЖЕ В СЛУЧАЕ ВОЙНЫ В ИРАНЕ

   

Стартовавшие год назад революционные процессы в арабском мире постепенно меняют антураж безопасности вокруг Армении и Нагорного Карабаха. Об этом на пресс-конференции в Ереване 24 февраля заявил директор научно-образовательного фонда "Нораванк" Гагик Арутюнян.

По словам Арутюняна, в настоящий момент процессы вокруг ядерной проблемы Ирана и внутренней нестабильности Сирии достигли апогея. "Напряжение между ИРИ и Западом имеет все характеристики холодной войны - теракты, санкции и резкая милитаристическая риторика. При ограниченности ресурсов, как он заметил, Иран ведет достаточно гибкую политику, однако судьба Тегерана решается в Сирии.

В настоящий момент позиции режима Асада в Сирии, против которого борются вооруженные отряды оппозиции, достаточно прочны, так как он получает действенную поддержку от России и Китая. "Достаточно вспомнить недавний визит главы МИД РФ Сергея Лаврова и директора Службы внешней разведки РФ Михаила Фрадкова в Сирию, в ходе которого, как сообщается, речь шла о поставке Дамаску вооружений на $4-5 млрд. Наличие Фрадкова в составе российской делегации свидетельствует о том, что планировались какие-то действия по части безопасности", - размышляет Арутюнян.

Дело до войны не дойдет, но Иран может взорваться изнутри

Между тем эксперт считает, что в вопросе Ирана дело до широкомасштабной войны не дойдет, поскольку все игроки хорошо представляют тяжелые последствия этого конфликта. "В случае же Сирии, где лояльная Асаду 300-тысячная армия, ведет борьбу с повстанцами, идет поиск взаимоприемлемого разрешения ситуации, чтобы и власти, и оппозиция не потеряли лицо. В этом плане не случайны инициированные Асадом конституционные реформы", - признал глава фонда "Нораванк".

На его взгляд, если даже режим Асада в Сирии будет свергнут, вероятность войны с Ираном не возрастет. "Падение режима Асада будет означать поражение Тегерана в холодной войне, что может стать причиной выхода наружу накопившихся внутренних проблем ИРИ", - сказал Арутюнян. Продолжая свою мысль, он добавил, что этот процесс может провести к очень сильным внутренним пертурбациям в Иране, что чревато развалом государственности, как СССР в конце 1980-х и вначале 1990-х гг.

Как все это повлияет на Закавказье?

Свержение режима Асада и возможная дестабилизация Ирана весьма негативно повлияют на регион Закавказья и в частности на Армению, прежде всего, в гуманитарном плане, так как в обоих государствах существуют крупные армянские общины, считает Арутюнян. "Это может привести к большим миграционным потокам, поскольку сирийская оппозиция четко декларировала, что после прихода к власти место алевитов (которых представляет режим Асада) будет на кладбище, а христиан - в Ливане", - вспоминает эксперт.

Вместе с этим политолог счел маловероятным размораживание карабахского конфликта на фоне возможной дестабилизации ситуации в Иране. "Этот тезис - трюк азербайджанской стороны. На самом деле, прежде чем пойти на возобновление военных действий, Баку должен серьезно взвесить ситуацию, поскольку, при таком развитии событий, он должен будет воевать не только с Арменией, но и с Ираном", - подчеркнул он, ссылаясь на напряженность азербайджано-иранских отношений особенно после "истории о шпионском скандале".

На его взгляд, здесь нужно учесть и российский фактор, так как совсем недавно (21 февраля) генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что при возобновлении военных действий в зоне карабахского конфликта Армения, как полноправный член ОДКБ, получит всю необходимую помощь от своих союзников. "Вообще, что касается военного сценария решения карабахского конфликта, позиция российских высокопоставленных лиц очень резка и однозначна", - заключил Арутюнян.


Возврат к списку
Другие материалы автора