• am
  • ru
  • en
Версия для печати
29.06.2016

АЗЕРБАЙДЖАН В МАЕ 2016Г. (ВНЕШНИЕ ОТНОШЕНИЯ)

English

   

Анушаван Барсегян
Заместитель руководителя Центра политических исследований НОФ «Нораванк»

Во внешних отношениях Азербайджана время от времени увеличивается военная составляющая сотрудничества, что становится особенно значимым в отношениях с традиционными странами-партнерами АР. Наряду с шагами, направленными на развитие собственного военно-промышленного комплекса, АР пытается посредством военного сотрудничества, в том числе совместных учений, образовательных программ и закупок вооружения, повысить уровень подготовки своих ВС и обеспечить техническую оснащенность. Военное сотрудничество способствует также укреплению политических отношений со странами-партнерами.

Военное сотрудничество. В середине мая в городе Габала (АР) состоялась очередная встреча министров обороны Грузии, Турции и Азербайджана, в ходе которой стороны подчеркнули важность трехстороннего сотрудничества в вопросе сохранения стабильности в регионе, а также в сфере военного образования и кибербезопасности. Было достигнуто соглашение относительно проведения следующей встречи, которая состоится в июле этого года в городе Батуми (Грузия).

Грузинская сторона предложила сотрудничать в проектах, которые реализуются в Грузии с помощью НАТО, а позже начальник генштаба грузинских ВС В.Капанадзе подтвердил достигнутое ранее соглашение о проведении летом 2017г. на территории Грузии совместных учений с Азербайджаном и Турцией.

Власти Грузии склонны считать, что для сближения отношений с НАТО, а в дальнейшем и членства в этой организации необходимо увеличить военное сотрудничество с Анкарой. В этом контексте с целью подчеркивания роли Турции министр обороны Грузии Т.Хидашели заявила, что «Турция – единственная страна-член НАТО, которая безоговорочно высказывается за интеграцию Грузии с Североатлантическим альянсом». Учитывая братские отношения Турции и Азербайджана, а также военное партнерство Грузии и Азербайджана, между тремя странами обрисовываются стабильные основы тесного трехстороннего военного сотрудничества, чему способствуют также усилия, прилагаемые другими странами по направлению снижения российского влияния в регионе.

В контексте развивающегося с Турцией военного сотрудничества можно рассматривать участие ВС Азербайджана в проведенных с 15 мая по 1 июня в городе Измир междунaродных учениях EFES-2016 вместе с представителями ВС США, Германии, Саудовской Аравии и Катара. По словам полковника ВС Саудовской Аравии А.М.аль-Шахри, цель учений – обеспечение международной безопасности и стабильности, укрепление солидарности стран-участниц и повышение уровня готовности в борьбе с террористическими группировками.

В центре внимания армянских политических, общественных и экспертных кругов находится военное сотрудничество Азербайджан-РФ. В мае опять в Баку прибыл вице-премьер РФ, сопредседатель российско-азербайджанской межправительственной комиссии Д.Рогозин, ответственный с российской стороны за военное сотрудничество в АР. Его принял также президент И.Алиев.

Азербайджанские СМИ, ссылаясь на официальные источники, сообщают о новых партиях поставляемой из РФ военной техники. В частности, АР поставляются 120-миллиметровое самоходное артиллерийское орудие «Вена», пушки, с участием российских специалистов проводятся работы по обеспечению технической поддержки боевой техники, целевой эксплуатации, а также обучению персонала. С применением новейших технологий проводится поэтапная модернизация вооружения и боевой техники.

В мае первый заместитель министра обороны АР, начальник генштаба ВС Н.Садыков встретился с находящейся в Баку с официальным визитом делегацией, возглавляемой командующим сухопутными войсками США в Европе Ф.Бен Ходжесом. Обсуждались вопросы военно-политической ситуации в регионе, военного образования, обмена опытом и возможных совместных учений. Ф.Бен Ходжес отметил, что в случае соответствующего предложения военнослужащие США могут прибыть в АР, участвовать в совместных учениях и приобрести свойственный региону опыт.

Одновременно с разносторонними отношениям с Ираном, похоже, обрисовываются также определенные элементы военного сотрудничества. Согласно заявлению командующего ВМС Ирана Г.Билкама, Иран и Азербайджан имеют тесные отношения и нынче работают над соглашением по проведению в Каспийском море совместных учений с участием стран каспийского региона. Следует отметить, что в ходе визита в Тегеран министра обороны АР З.Гасанова около одного года назад Иран и Азербайджан приняли решение о создании совместной оборонной комиссии.

Наиболее примечательные развития во внешних отношениях Азербайджана в мае связаны с Ираном, Грузией и Европой.

Азербайджан-Иран. Отмена санкций в результате развязки иранской ядерной проблемы активизировала экономическое сотрудничество Ирана и Азербайджана, в котором важное место занимает, в том числе, транспортная сфера. Подписанное о присоединении железных дорог Азербайджана и Ирана соглашение в этом плане создает новые возможности. Проводятся работы по созданию ведущей в ЕС по территории Ирана и стран Южного Кавказа (Азербайджан, Грузия) транзитной железной дороги, о чем заявил официальный представитель компании «Иранские железные дороги» Г.Ашури. Маршрут будет включать как железнодорожные, так и автомобильные магистрали и будет служить для специального транзита товаров в ЕС в обход Турции. В результате реализации программы предусмотрено сократить время транзита на 22 дня (23 дня вместо 45). Согласно иранскому чиновнику, по этому вопросу уже достигнута договоренность с Азербайджаном и Грузией, планируется также участие России и Финляндии.

Несмотря на развивающиеся по восходящей политические, экономические и военные связи между Азербайджаном и Ираном, между двумя странами есть также определенные разногласия вокруг ряда вопросов. В частности, они относятся к вопросу разделения Каспийского моря, имеющего важное значение для обеих стран. В иранских СМИ разъяснения по этому вопросу дал эксперт по международному морскому праву Б.Дибан, представив в этом вопросе главные требования Ирана: не может быть какого-либо правового режима Каспийского моря без согласия Ирана, Иран против принципа модифицированной границы (MML), поскольку она делает долю Ирана самой маленькой, Тегеран против проведения по дну Каспийского моря нефтепроводов и газопроводов и участия нерегиональных стран в каспийских вопросах. Кстати, против проведения трубопроводов по дну Каспийского моря высказался против также посол по специальным поручениям МИД РФ И.Братчиков, подчеркнув недопустимость односторонних действий в этом направлении.

После обретения независимости Азербайджана территориальные претензии Баку в отношении Ирана оставляют латентный негативный фон во взаимоотношениях двух стран. Различные силы время от времени на арену выносят тему так называемого «Южного Азербайджана» в основном с целью создания нестабильности и межэтнической напряженности в Иране. В этом аспекте можно рассмотреть прошедшую 23-24 мая в Стамбуле в рамках всемирного саммита гуманитарных вопросов1 научную конференцию «Золотой мост тюркского мира: Южный Азербайджан», которую организовали «Движение национального пробуждения Южного Азербайджана» и ультранациональное формирование «Ülkü Ocakları»2 («Идеалистические очаги»). В ходе конференции докладчики представили информацию о «Южном Азербайджане» и подчеркнули важность вопроса, было продемонстрировано 15-минутное телепослание лидера вышеупомянутого движения, «борца за независимость Южного Азербайджана» Махмудали Чехраганлы. Участники подчеркнули необходимость увеличения влияния АР на «Южный Азербайджан», отметив, что создание «Единого Азербайджана» – это путь, ведущий к Турану.

Справка. «Движение национального пробуждения Южного Азербайджана» (ДНПЮА) было создано в Иране в 1990г. профессором Тебризского университета Махмудали Чехраганлы, однако стало наиболее известным в 1996г. В первое время Чехраганлы выступал в пользу обучения и преподавания азербайджанцам, однако после неудачи в парламентских выборах 1996г. закрепил свою позицию, предложив создать «парламент Южного Азербайджана», что означало превратить Иран в федеральное государство. После депортации из Ирана в 1999г. М.Чехраганлы отправился сначала в Азербайджан, затем – в США, активизировав в дальнейшем деятельность ДНПЮА в различных странах и, в частности, в Иране. В 2003г. М.Чехраганлы в США создает «Высший совет национальностей народов Ирана», в состав которого, помимо «южных азербайджанцев», входят также лидеры туркменов, белуджи, курдов и арабов. ДНПЮА перерастает в крупную структуру, которая учреждает филиалы в ряде ведущих стран и активно пропагандирует свои идеи. В 2005г. при содействии Турции открывается телекомпания, агитирующая идеи ДНПЮА, которую в 2006г. та же Турция по политическим соображениям закрывает.

Месяц был примечательным также антииранским заявлением замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова в ходе встречи с председателем комиссии по внешним сношениям и обороне Кнессета Израиля Ц.Анегби. А.Азимов, фактически, озвучил обвинение в адрес Тегерана, утверждая, что «Иран не отказался от развития своей ядерной программы, а отложил реализацию некоторых этапов этой программы».

Иранские СМИ обратились к бывшей деятельности новоназначенного посла Азербайджана в Иране Б.Гусейнова. Согласно этим публикациям, Гусейнов координировал антииранскую деятельность бывшего МНБ АР и в 2009-2015гг. оказывал давление на иранских студентов и бизнесменов, развернувших деятельность в Баку, создавал препятствия для представителей иранских СМИ и деятелей культуры, готовил почву для пресечения деятельности благотворительного фона имени имама Хомейни.

Азербайджан-Грузия. Прибывшего в Тбилиси с целью участия в приуроченном к 20-летию нефтепровода Баку-Супса3 мероприятии премьер-министра АР А.Расизаде приняли президент Грузии Г.Маргвелашвили и премьер-министр Г.Квирикашвили. В ходе встреч стороны подчеркнули важность тянущегося с востока на запад энергетического коридора, ставшего основой для дальнейшего стратегического сотрудничества двух стран, обсуждались вопросы, связанные с совместными проектами в сферах энергетики и транспорта.

Справка: По сданному в эксплуатацию в 1999г. нефтепроводу Баку-Супса нефть доходит до черноморского порта, откуда по проливу Дарданеллы танкерами экспортируется в Европу. Власти Грузии надеялись, что этот маршрут станет основным для перевозки каспийской нефти в Европу, однако этому всячески противодействовал Турция, периодически угрожая закрыть пролив Дарданеллы для танкеров. Как Турция, так и администрация США активно промотировали вариант Баку-Тбилиси-Джейхан, который, по глубокому убеждению сторон, крепче связал бы друг с другом Азербайджан, Грузию и Турцию. К этому варианту был склонен также Азербайджан, стремившийся укрепить связи с братской Турцией. В конце концов, в ходе стамбульского форума ОБСЕ 1999г. президент Грузии вместе со своими коллегами из Турции и Азербайджана подписал соглашение о начале строительства трубы Баку-Джейхан, что отодвинуло на второй план нефтепровод Баку-Супса.

Другим совместным проектом с участием Азербайджана и Грузии, также способствующим расширению сотрудничества, является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс4, окончательные сроки завершения строительных работ и сдачи в эксплуатацию которой несколько раз откладывались и теперь назначены на конец 2016г. Согласно председателю компании «Азербайджанские железное дороги» Дж.Гурбанову, почти готов 183-километровый участок железной дороги в Грузии5, однако строительные работы затягиваются на турецком участке. Определенные трудности на грузинском участке ставят под сомнение заверения Дж.Гурбанова о том, что на этом участке строительство завершится в конце 2016г. в частности, речь идет о еще не построенных 32 участках (каждый – по 3 км), проблемах с переходными линиями на европейском участке и оплатой рабочей силы (не выплачена зарплата за последние четыре месяца)

Азербайджан-Европа. 17 мая официальный представитель Еврокомиссии М.Схинас6 заявил о старте Евросоюзом строительства Трансадриатического газопровода (TAP)7. По его словам, Европа планирует по этому газопроводу, начиная с 2019-2020гг., получать ежегодно 10 млрд. кубометров газа, что, по разным оценкам, составляет около 10% общего спроса Европы. Этот газопровод является составляющей частью Южного газового коридора, по которому предусматривается экспортировать в Европу азербайджанский газ из месторождения «Шах Дениз», утвержденные запасы которого составляют 1.2 трлн. кубометров. Азербайджанский газ в Европе в основном будет конкурировать с российским. В 2015г. РФ поставила Европе (в том числе, Турции) 158.6 млрд. кубометров газа, что составило около 31% спроса Европы. В то же время Газпром планирует до конца 2019г. построить газопровод с пропускной способностью 55 млрд. кубометров по дну Балтийского моря в Германию, а также реализацию проекта «Посейдон», в рамках которого по Черному морю ежегодно буде поставлять в Грецию 12 млрд. кубометров газа.

Несмотря на российско-азербайджанское соперничество в Европе, Азербайджан с сентября 2015г. закупает раз у РФ (около 2 млрд. кубометров в год). Согласно заявлению руководителя SOCAR Р.Абдуллаева, АР даже обратилась к Газпрому с предложением довести ежегодные объемы до 3.5 млрд. кубометров.

Для экспорта газа в Европу по Южному газовому коридору Азербайджан нынче ведет переговоры с Туркменистаном. Об этом заявил министр энергетики АР Н.Алиев.

Азербайджан продолжает проводить политику использования зарубежных научных и экспертных кругов в пропагандистских целях8.

Руководитель научного центра «Низами Гянджеви» Оксфордского университета Наргиз Пашаева (сестра Мехрибан Алиевой) совместно с содокладчиком Азербайджана в ПАСЕ, британским лордом Малколмом Брюсом учредила в Лондоне организацию The British Foundation for the study of Azerbaijan and the Caucasus (Британский фонд исследования Азербайджана и Кавказа). Учредителями фонда являются также руководитель центра «Н.Гянджеви» с британской стороны, профессор института древней истории Нью-Йоркского университета Роберт Хойланд и сопредседатель ассоциации Англия-Азербайджан, член Палаты лордом Майкл Герман.

В работы новосозданного фонда будут вовлечены также профессор университета Сент Эндрю (Шотландия) Эндрю Пиккок и профессор Эксетерского университета, исследователь истории шиизма Роберт Глив. Вышеупомянутые ученые отныне будут также членами совета попечителей организации, председателем которой была избрана Н.Пашаева. Цель фонда – укрепить связи между АР и Великобританией в сферах науки, образования и культуры, наладить сотрудничество с политическими организациями и СМИ Великобритании, активизировать работы с азербайджанской общиной и азербайджанскими студентами в Великобритании.

1 В саммите участвовал также президент АР И.Алиев.

2 Карсский суд 25 мая приговорил к шести месяцам лишения свободы руководителя Карсского филиала ультранационалистического формирования «Улку Оджаклар» («Идеалистические очаги») (более известного как «Серые волки») Толга Адыгузела за «сеяние ненависти в отношении определенного сегмента народа». Иск против него представил депутат-армянин от турецкой прокурдской партии «Демократия народов» Гаро Пайлан.

3 Строительство нефтепровода Баку-Супса стартовало 20 лет назад согласно подписанному соглашению, официально он открылся 17 апреля 1999г., по этому маршруту по сей день было перекачано 76.3 млн. тонн нефти.

4 Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс строится на основе межгосударственного грузино-азербайджано-турецкого соглашения. Азербайджан для строительства грузинского участка предоставил Тбилиси кредит на $775 млн.

5 Отметим, что проект маршрута железной дороги Баку-Тбилиси-Карс начался в 2007г. и обеспечивает восстановительную перестройку 178-километровой линии Марабда-Ахалкалаки на территории Грузии, строительство новой железнодорожной линии между станциями Ахалкалаки и Карс общей протяженностью 98 км. От этой территории по направлению к Грузии находится железнодорожная магистраль Ахалкалаки-Карцах (граница Турции) протяженностью 30 км, а со стороны Турции – 68-километровый участок Карцах-Карс.

6 В специальном послании безоговорочную поддержку проекту TAP выразил также госсекретарь США Дж.Керри.

7 TAP через турецко-греческую границу переходит в Грецию, Албанию и на юг Италии, протяженность составляет 878 км, 105-километровый участок которого пролегает по Адриатическому морю, общая стоимость – $6 млрд.

8Более подробно об учрежденных в зарубежье структурах, а также финансировании зарубежных исследовательских центров, формах сотрудничества, целях и совместной деятельности см. А.Барсегян , Азербайджанская политика в экспертных кругах // «21-й ВЕК», #6, 2015г.


Возврат к списку
Другие материалы автора