• am
  • ru
  • en
Версия для печати
17.04.2018

СМЕРТЬ ГЕНЕРАЛА НОРЬЕГИ И БАЛАНС РЕСПУБЛИКИ ПАНАМА МЕЖДУ США И КИТАЕМ

   

Георгий Коларов
Кандидат политических наук, докторант РУДН (Москва, Российская Федерация), преподаватель ЭУ (Варна, Республика Болгария) и РАУ (Ереван, Республика Армения)

«Со смертью генерала Мануэля Антонио Норьеги закрыта страница истории нашей страны!»

Так сказал президент Панамы Хуан Карлос Варела по поводу смерти бывшего «сильного человека», на протяжении 6 лет командующего Национальной гвардией страны. [1] О его смерти в больнице «Санто Томас» 30.05.2017г. объявил адвокат Езра Анхел. С 11.12.2011г. он сидел в тюрьме «Ел ренасер», после 26 лет пребывания в тюрьмах США и Франции [1]. Его отправили в Панаму, после выборной победы в 2009г. олигарха Рикардо Мартинелли против Мартина Торрихоса, сына Омара Торрихоса, символа независимости и государственности страны. [2]

12.06.2017г. сам Рикардо Мартинелли, как сообщает испаноязычная газета Nuevo Diario (которую цитирует РЕГНУМ), «был взят под стражу федеральными органами США, недалеко от своего дома в соседнем с Майами городе Корал Гейблс… Основанием для выдачи ордера Интерполом стала поддержка предполагаемых «преступлений против неприкосновенности тайны и права на неприкосновенность частной жизни (перехват сообщений без санкции суда)», а также «преступлений против государственного управления в форме различных хищений, или растрат» [3]. Nuevo Diario сообщает, что «международный ордер на арест Мартинелли был выдан Интерполом 21. 04. 2017г. по просьбе Верховного суда Панамы, где власти расследуют дело о предполагаемом незаконном перехвате частных сообщений, во время его правления. Однако МИД Панамы запросило США о выдаче Мартинелли еще в сентябре 2016г.» [3].

Пока Рикардо Мартинелли был президентом в периоде 2009-2014гг., Хуан Карлос Варела был вице-президентом. Бывший второй отправляет в тюрьму бывшего первого. И может за ним последовать: представители оппозиционной партии «Демократическая перемена» 31.07.2017г. подали петицию в парламент с просьбой расследовать причастность действующего президента к международному коррупционному скандалу с бразильской строительной компанией Odebrecht [4]. Хуан Карлос Варела будет очередным президентом латиноамериканской страны, который угодит за решетку в результате сопричастности к этой крупной афере.

Сепаратистский мятеж в Колумбии в 1903г. привел к созданию нового государства Панама. Это случилось с решающей помощью Вашингтона. В качестве компенсации Панамский канал более чем на 70 лет перешел под юрисдикцию США. Его отвоевал генерал Омар Торрихос Эррера, возглавивший страну после бескровного военного переворота в октябре 1968г.

После гибели генерала Омара Торрихоса Эрреры, генерал Норьега стал командующим Национальной гвардией. В 1983-89гг. президенты менялись, но он оставался самым влиятельным человеком в Панаме. Его политика не нравилась властям США [2].

В начале 1989г. президент Эрик Артуро Дел Валье попытался отстранить его. После провала заговора он был вынужден спрятаться на американской базе на Панамском канале. На президентский пост был временно назначен министр образования Мануэль Солис Пальма. Перед досрочными президентскими выборами кандидат Вашингтона Гильермо Эндара был ранен в голову во время протестной демонстрации оппозиции. Выборы были провалены.

В середине декабря 1989г., пока мир смотрел на Восточную Европу, 82-я Воздушно-десантная дивизия США атаковала Панаму. Национальная гвардия упорно сопротивлялась: погибли 9 «тюленей» – элитных коммандос США. Долгие годы, после окончания активных военных действий, национальные гвардейцы отбивались от солдат США в джунглях на севере страны.

Число жертв среди гражданского населения Панамы превысило 2000. Норьега был пойман и доставлен в США, где был приговорен за торговлю и транспортировку наркотиков. В 1983-89гг. Панама превратилась в транзитный пункт для переброски наркотиков из южной в северную часть американского континента. Хуан Пабло Эскобар – сын известного наркобарона в своей недавно вышедшей книге «Мой отец Пабло Эскобар» рассказывает, как он и его семья чувствовали себя в Панаме намного комфортнее, чем в Колумбии – их опекал Норьега [5, с. 157].

Не секрет, что в Латинской Америке революции связаны с торговлей наркотиками. Это способ найти средства для вооружения и содержания военизированных формирований и для финансирования революционных социальных преобразований. Так было и в Панаме. На наркоторговле держится как власть в Венесуэле, так и левые партизанские формации в Колумбии.

Наркоторговля была широко распространена в Панаме и до октября 1968г. Генерал Омар Торрихос Эррера добился серьезных социально-политических перемен в стране и положил начало переходу Панамского канала под национальную юрисдикцию. Опору его правления составляла Национальная гвардия, которая всегда брала власть в течение всего периода независимого развития страны (1903-1989гг.), когда кризисные ситуации в панамской олигархии вели к политическому хаосу. В тот момент как раз наблюдался глубокий кризис всей политической системы страны – из-за компрадорского поведения правящих олигархических слоев. Они уже не были в состоянии держать под контролем положение в стране в условиях быстрой радикализации народных масс. Поэтому командование Национальной гвардии не видело перед собой другого выхода, кроме захвата политической власти [6, с. 240].

В ней существовало два течения – левое и правое, возглавлявшиеся, соответственно, Омаром Торрихосом Эрреры и Борисом Мартинесом. За спиной Торрихоса встало большинство молодого офицерства, осуществившего переворот и выражавшего интересы средних слоев панамского общества. Именно оно и обеспечило его победу. Благодаря своей политической гибкости и склонности к маневрированию, он объединил самые разнородные социальные группы панамцев. Против него встала только олигархия, защищающая североамериканские интересы. От этого зависело ее выживание на вершине социальной пирамиды. Омар Торрихос поддерживал точку зрения, что военные должны служить бедным и униженным, а не экономически сильным социальным слоям. Он хотел построить в стране такую политическую систему, которая позволила бы всем гражданам Панамы участвовать в управлении. Для него основным политическим инструментом борьбы за социальную справедливость оставалась Национальная гвардия, но ее союзниками должны были встать все трудящиеся, студенчество, мелкая буржуазия и все патриотические слои населения. Это и есть суть его концепции государства национальной демократии. По его словам, защита национального суверенитета неразрывно связана с противодействием североамериканскому империализму и с борьбой за возвращение Панамского канала. Ему принадлежат слова: «Я не хочу войти в историю, я хочу войти в канал!» [7, с. 610]. Благодаря договору Торрихос-Картр 1977г. о возвращении канала он завоевал место и в истории. Во время встречи с Фиделем Кастро в Сантьяго де Куба сказал:

«Нас атаковали со всех сторон. Хотели купить, хотели разделить. Законность Национальной гвардии, вместе с законностью действий народа, создают неразрушимую силу» [8, с. 106].

Генерал Омар Торрихос Эррера погиб в очень сомнительной авиакатастрофе в 1983г.

Генерал Норьега практически возглавил страну в критический момент, после гибели генерала Торрихоса. К этому времени он уже сотрудничал с ЦРУ. Продолжил сотрудничество и в первые годы нахождения на посту командующего Национальной гвардией (до 1986г., а вполне возможно, что и после этого). Никто в Ленгли и в Белом доме не простил ему измену: почувствовав себя достаточно сильным и независимым, он стал защищать революционные преобразования, начатые Омаром Торрихосом (который заплатил за них жизнью). США не могли ему позволить возглавлять страну, которую сами создали (провоцируя и финансируя сепаратистские настроения в бывшей колумбийской провинции) и где располагается их ключевая военная база. Момент для американской агрессии был подходящим – декабрь 1989г. Вашингтон так контролирует Панаму, что даже позволил избрать президентом Мартина Торрихоса (сына Омара Торрихоса). Хотя не мог позволить переизбрать его: первым делом сына генерала было восстановление дипломатических отношений с Кубой (там с 1990г. живет семья Мануэля Антонио Норьеги) [6, с. 241]. Второго мандата Мартин Торрихос не выиграл.

После ареста и смерти генерала Панама никогда не переставала быть центром мировой организованной преступности: «Панама Гейт» – самое яркое тому свидетельство. Последний среди политиков мировой величины – Жан-Клод Юнкер. Расследование идет…

Закрыть преступные страницы истории Панамы не поможет ни арест настоящих и бывших президентов, ни международное сотрудничество с другими странами региона, которые тоже борются с организованной преступностью, конкретно с наркомафиями. Впечатляет факт, что Панама передала Мексике бывшего губернатора штата Кинтана-Роо. Роберто Борхе скрывался от мексиканского правосудия в стране, где президенты оказываются преступниками. Решил, что там будет чувствовать себя в безопасности. Однако под нажимом США, Хуан Карлос Варела экстрадировал его. Таким образом, как минимум, отложив или избежав собственного ареста.

Роберто Борхе обвиняется мексиканской прокуратурой в «коррупционных преступлениях». «При его попустительстве в 2011-2016гг. были переданы частным лицам, как минимум, 250 объектов государственной собственности на сотни миллионов долларов» [9]. «Бегство губернаторов за последние несколько лет в Мексике имеет массовый характер» [9].

Экстрадиция Роберто Борхе из Панамы в Мексику была также знаком солидарности по линии Тихоокеанского альянса. К его основателям – Чили, Перу, Колумбии, Мексике – в 2012г. присоединились Панама и Коста-Рика. На очереди Гватемала, Гондурас и, прежде всего, Аргентина.

В отличие от криминогенной ситуации, в экономике налицо положительные тенденции. Им способствует расширяющееся торгово-экономическое сотрудничество с Китаем. Над ним обеспечен дипломатический зонтик. Российско-армянский аналитик Саркис Цатурян пишет: «Еще в июне 2017г. Панама разорвала дипломатические отношения с Тайванем, чтобы после установить их с Пекином… Китай за последние несколько лет превратился в основного концессионера Панамского канала» [10].

] Во время визита в Китай 16-22.11.2017г., пять месяцев после установления 13.06.2017г. дипломатических отношений, Хуан Карлос Варела, вместе с председателем Государственного Совета КНР Ван И, открыли посольство Панамы в Пекине. Ван И заявил: «Решение установить дипломатические отношения с Китаем президентом Варелы находится в согласии с историческими трендами и служит государственным, национальным и народным интересам Панамы». [9] Ван И также добавил оптимизма своему гостю: «С момента установления дипломатических отношений наблюдается ежедневный прогресс в развитии двусторонних отношений, а встреча двух лидеров открывает новую эру общего развития» [11].

Мексиканская исследовательница Ана Тереса Гутьеррес дель Сид указывает, что «глобальным фактором, который в этом контексте оказал значительное влияние на регион, стал азиатский экономический рост, превративший Китай в актора, обладающего способностью влиять на глобальные и региональные процессы. Экономический рост многих стран в регионе связан с развитием Китая и его спросом на сырье» [12, сс. 31-32]. Тем более, такая маленькая страна, как Панама, уже чувствует благотворное влияние на свою экономику, со стороны гиганта- Китая.

Российско-армянский аналитик Сергей Мануков пишет, что, к счастью для латиноамериканцев, «Соединенным Штатам нашлась замена – Китай. Поднебесная с ее неисчерпаемыми финансовыми и людскими ресурсами и неутолимым голодом по сырью уже не раз становилась последней надеждой латиноамериканских стран, в большинстве своем находящихся сейчас в непростой экономической ситуации. Латинская Америка интересна Китаю не только как регион, где можно получить сырье и продовольствие, без которых он не может развиваться. Регион, находящийся рядом с США, важен для Пекина и со стратегической точки зрения – китайцы ставят перед собой цель вытеснить Вашингтон и превратить континент в свою сферу влияния так же, как Африку» [13]. Это утверждение относится к Панаме, чья экономика может быть поглощена Китаем. Пекин одновременно вкладывает средства в строительство канала через Никарагуа и скупает контрольный пакет акций в структурах и фирмах Панамского канала.

Связанный с Пекином экономический рост Панамы и обеспечение практически полной занятости населения – единственная возможность выйти из роли страны – субъекта и объекта наркоторговли. Активная роль Панамы, в качестве транзитного коридора из Колумбии, Боливии и Перу в США и Европу для распространения наркотиков может постепенно пойти на убыль, в результате социального обеспечения огромного большинства панамского населения.

После того, как отшумит афера с Odebrecht, потрясшая Латинскую Америку, Панама может стать нормальной страной. Как подчеркивает российский исследователь Латинской Америки Збигнев Ивановский, у Республики Панама «форма правления – унитарная президентская республика» [14, с. 54]. Остается ждать избрания некоррумпированного президента – вне наркоконфликтов.

Тем не менее ситуация в панамской экономике намного лучше, чем в большинстве стран Центральной Америки (кроме Коста-Рики). Еще 10 лет назад польский исследователь Артур Грущак констатировал, что «инвестиции в модернизацию Панамского канала, развитие и модернизация сектора туристических услуг, телекоммуникационной инфраструктуры (именно мобильные телефоны и интернет), а также традиционных транспортных услуг в сфере логистики, капиталовложений создали хорошую ситуацию в панамском хозяйстве» [15, с. 47].

«Расширение Панамского канала… – фундаментальный шаг к развитию конгломерата услуг в Панаме, который использует географическую позицию и превращает страну в мировой центр торговли, транспорта и логистики. Это расширение возможностей прохода через канал обеспечивает, кроме прочего, интегральный и устойчивый рост морских предприятий, развивающихся в Панаме» [16, с. 53]. «Панамский канал, который дает 6,6% ВВП, представляет центральный пунктов монетизации экономики, порождая значительный мультипликационный эффект» [16, с. 67]. Это вывод деканата Экономического факультета Панамского университета.

С ним согласна панамский экономист Марисел Де Варгас, которая ставит на передний план «географическое положение Панамы, которое является одним из главных ресурсов и шансов, которые достались стране, с момента ее образования. Наше стратегическое расположение превратило нас в центр прохода и обмена товаров на континенте и во всем мире» [16, с. 78].

Ее коллега Едуардо Ламфрей – экономический советник в Национальной Ассамблее Панамы заключает: «Республика Панама, со своей нетипичной экономической структурой, лидирует в экономическом развитии Латинской Америки» [16, с. 81]. Однако предупреждает, что она «осуществляет одно из худших распределений богатства в мировом масштабе» [16, с. 81]. Он цитирует бывшего президента Мартина Торрихоса, который успел в течении своего мандата «шагнуть в сторону равенства» [16, с. 81].

Эта была заветная мечта его отца – Омара Торрихоса.

Март, 2018г.

Источники и литература

1. http://www.abc.es/internacional/abci-fallece-exdictador-panama-manuel-noriega-201705300734_noticia.html.

2. http://www.offnews.bg/news/Litca_18761/General-Noriega-i-bitkata-za-Panamskia-kanal_4361.html.

3. http://www.regnum.ru/news/polit/2287254.html.

4. http://www.regnum.ru/news/polit/2305708.html.

5. Ескобар Х.П., Моят баща Пабло Ескобар. – София: Екс-Либрис, 2017.

6. Коларов Г.И., Левый радикализм в Латинской Америке: социально-политические аспекты. – Москва: Типография Пограничной Академии ФСБ, 2012.

7. Basadre J., La Vida y la Historia. – Lima, 1975.

8. Alvarez G., Santiago Hospitalario hoy… Editorial Oriente, Santiago de Cuba, 1983.

9. http://www.regnum.ru/news/society/2323484.html.

10. http://www.regnum.ru/news/polit/2325684.html.

11. http://www.regnum.ru/news/polit/2346191.html.

12. Гутьеррес-дель-Сид А.Т., Проблемы интеграции и безопасности в Латинской Америке // Вестник РУДН, серия «Международные отношения», №4, 2015, Москва.

13. http://www.eadaily.com/ru/news/2017/12/11/kitayskiy-drakon-v-latinskoy-amerike-pekin-pytaetsya-vytesnit-ssha.

14. Ивановский Зб., Латинская Америка: электоральное законодательство и властные структуры. – Москва: ИЛАРАН, 2014.

15. Gruszczak A., Procesy srodkowoamerykanskie. Ameryka Lacinska – wyzwania roku 2007. – Warszawa: CESLA, UW, 2007.

16. Anuario del centro cientifico-educativo de investigaciones latinoamericanas de la Universidad Rusa de la amistad de lo pueblos. Moscu, 2010, URAP.



Возврат к списку
Другие материалы автора