• am
  • ru
  • en
Версия для печати
23.10.2012

АРМЯНСКИЕ ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

РускийEnglish

   

Попытка оценки потенциала

Ваграм Овян
Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»

На сегодня армянские евангелические общины есть в шести ближневосточных странах – Ливане, Сирии, Ираке, Турции, Иране и Египте1. Помимо того, что армянские евангелические общины составляют неотъемлемую часть армянских общин в целом и их исследование имеет важное значение для обобщения исследования армянских общин Диаспоры, изучение армянских евангелических общин Ближнего Востока важно также из следующих практических соображений:

  • Ближний Восток – неспокойный регион. В течение новейшей истории внутренние и внешние войны почти всегда сопровождали страны этого региона: арабо-израильский конфликт, ливанская гражданская война (1975-90гг.), ирако-иранская война (1980-88гг.), война в Персидском заливе (1991г.), иракская война 2003г., «арабская весна» (2011г.) и пр. Эти события отражаются на местные армянские общины, частью которых являются и армяне-евангелисты.
  • Ближний Восток географически близко расположен к Армении, а две из вышеперечисленных стран – Турция и Иран – непосредственной граничат с ней. Следовательно, происходящие в этом регионе события оставляют прямое или косвенное воздействие не только на местные армянские общины, но и на Армению. А армянские евангелические общины являются определенным фактором не только политики отдельно взятых стран, но и региональной политики в целом, правильное и целевое использование которого может быть довольно эффективным.

Для эффективного и целевого использования потенциала армянских евангелических общин Ближнего Востока в первую очередь необходимо оценить то, что было осуществлено по следующей методологии: были выделены два критерия – человеческий и организационный, которые, в свою очередь, были разделены на подкритерии. На их основе армянские евангелические общины Ближнего Востока по своему потенциалу классифицированы на три группы – общины с большим, средним и малым потенциалом2.

Человеческий критерий

В рамках человеческого критерия выделяются следующие два подкритерия:

1. Численность. При рассмотрении общин по этому подкритерию в качестве общин с большим потенциалом были выделены те, численность которых превышает 2000 человек. Общинами со средним потенциалом считаются те, численность которых колеблется в пределах 1000-2000 человек. Наконец, общины, численность которых составляет меньше 1000 человек, были сочтены общинами с малым потенциалом.

Соответственно, армянские евангелические общины Ливана, Сирии и Турции считаются общинами, имеющими большой потенциал. В Ливане и Сирии численность армян-евангелистов составляет 4-5 тысяч человек.

В плане численности примечательна Турция, где происходят идущие в разрез друг с другом процессы. С одной стороны, атмосфера религиозной и национальной нетерпимости приводит к сокращению их численности. Согласно некоторым данным, сегодня численность армян-евангелистов в Турции составляет около 500 человек3. С другой стороны, в последнее время в Турции опять же получило большой размах христианское миссионерство, в результате чего имеет место процесс христианизации этой страны. Вследствие деятельности германских и других миссионерских структур в Турции широкое распространение получает также протестантство, волна которого охватывает также поколения исламизированных ранее армян. Например, согласно данным турецких протестантских организаций, среди протестантов Аданы большое число составляют лица армянского происхождения4. А верообращение в поколениях исламизированных армян (обращение в протестантство) сопровождается также возрождением национального самосознания. Таким образом, хотя, с одной стороны, вследствие национальных и религиозных преследований в Турции численность армян-евангелистов сокращается, с другой – получившая широкий размах миссионерская деятельность приводит к увеличению численности армян-евангелистов. Трудно сказать, какова нынче численность поколений обратившихся в протестантство исламизированных армян, поскольку они представляют пестрое человеческое общество. Связанные с четким определением их численности сложности затрудняют вопрос уточнения численности армян-евангелистов Турции. Тем не менее, учитывая обращение в протестантство большого числа исламизированных армян, можно предположить, что общее число армян-евангелистов Турции превышает две тысячи.

Армянская евангелическая община Ирана, численность которой, по нашей оценке, составляет 1-2 тысячи человек, в соответствии с данным подкритерием причисляется к общине со средним потенциалом, а армянские евангелические общины Египта и Ирака, численность которых меньше 1000 человек, считаются общинами с малым потенциалом.

2. Рассеянность. Согласно данному подкритерию, к общинам с большим потенциалом причисляются те, которые представлены в более чем двух районах данной страны. Рассеянные в двух районах общины рассматриваются как общины со средним, а сосредоточенные в одном районе – как общины с малым потенциалом.

Наблюдения показывают, что общинами с большим потенциалом являются армянские евангелические общины Ливана, Сирии, Турции и Ирана. Они рассеяны в армянонаселенных районах этих стран. В Ливане армяне-евангелисты проживают в столице Бейруте, Бурдж Хамуде, Эшрефие, Айнчаре и пр. В Сирии они сосредоточены в основном в Алеппо, однако армянские евангелические общины есть также в Кесабе, столице Дамаске, Хомсе.

По этому подкритерию опять же уникальна Турция. 500 армян-евангелистов сосредоточены в Стамбуле, а обратившиеся в результате миссионерской деятельности в протестантство поколения исламизированных армян рассеянны в основном по различным районам Западной Армении и Киликии. Такие группы есть, например, в Малатии (Западная Армения), Адане (Киликия) и пр.

В Иране армяне-евангелисты проживают в столице Тегеране, Новой Джуге, Тавризе, Арале, Гамадане5. Тем не менее, их превалирующее большинство сосредоточено в Тегеране6.

А армянские евангелические общины Египта и Ирака можно даже назвать соответственно Александрийской и Багдадской армянской евангелической общинами, поскольку, кроме этих городов, армян-евангелистов в других населенных пунктах этих стран нет. Сказанное позволяет считать их общинами с малым потенциалом.

Организационный критерий

Можно выделить следующие четыре подкритерия:

1. Количество. Согласно этому подкритерию, в качестве общин с большим потенциалом оцениваются те, которые имеют более 10 организационных структур. Если количество организационных структур в общинах колеблется в пределах от 5 до 10, то они считаются общинами со средним потенциалом, а общины с малым потенциалом имеют менее пяти организационных структур.

С точки зрения данного подкритерия армянские евангелические общины Ливана и Сирии, имея соответственно 24 и 287 организационных структур, рассматриваются как общины с большим потенциалом.

За ними со своими семью организационными структурами8 следует армянская евангелическая община Ирана, оцениваемая как община со средним потенциалом.

Царящая в Турции атмосфера национальной и религиозной нетерпимости и преследований оставила отрицательные последствия не только на численности армян-евангелистов, но и на их организационные структуры. В результате вместо давнишнего множества церквей и богатых имений (школы, детские дома и пр.) нынче в Турции действуют всего две организационные структуры – армянские евангелические церкви стамбульских кварталов Гедикпаша и Бейоглы9.

Что касается армянских евангелических церквей Египта и Ирака, то в Александрии действует одна (Армянсакя евангелическая церковь Александрии), а в Багдаде – две организационные структуры (Армянская евангелическая церковь Багдада и Багдадский армянский евангелический радиочас). Таким образом, армянские евангелические общины Турции, Египта и Ирака по своему организационному подкритерию оцениваются как общины с малым потенциалом.

2. Разнообразие. Руководствуясь этим подкритерием, общинами с большим потенциалом считаются те, которые имеют более двух видов организационных структур. Общины, имеющие два вида организационных структур, считаются общинами со средним, а всего один вид организационных структур – с малым потенциалом.

Соответственно, армянские евангелические общины Ливана, Сирии и Ирана, имея 4-5 видов организационных структур – руководящие, церковные, образовательные, социальные и информационные10, считаются общинами с большим потенциалом. Примечательно, что армянская евангелическая община Ирана, хоть и в плане количества организационных структур существенно уступает общинам Ливана и Сирии, по своему видовому разнообразию приравнивается к ним.

Армянская евангелическая община Ирака, имея два вида организационных структур – церковную (Армянская евангелическая церковь в Багдаде) и информационную (Багдадский армянский евангелический духовный радиочас), по этому подкритерию считается общиной со средним потенциалом.

А армянские евангелические общины Турции и Египта, в которых действуют только структуры одного вида (церковные), оцениваются как общины с малым потенциалом.

3. Рассеянность. Рассматривая вопрос на основе этого подкритерия, общинами с большим потенциалом считаются те, организационные структуры которых рассеяны в двух и более населенных пунктах данной страны. Общины, организационные структуры которых рассеяны в двух населенных пунктах, считаются общинами со средним, а сосредоточенные в одном населенном пункте – общинами с малым потенциалом.

В аспекте этого подкритерия, большой потенциал имеют армянские евангелические общины Ливана и Сирии, географическая рассеянность в которых в основном совпадает с географической рассеянностью общин. В Ливане армянские евангелические организационные структуры рассеяны в Бейруте, Бурдж Гамуде, Эшрефие, Айнчаре и пр., а в Сирии – в Алеппо, Кесабе, столице Дамаске, Хомсе11. В армянских евангелических общинах других стран – Турции, Ирана, Ирака и Египта – организационные структуры сосредоточены в одном городе – Стамбуле, Тегеране, Багдаде и Александрии.

4. Значимость деятельности. По этому подкритерию общинами с большим потенциалом считаются те, которые имеют организационные структуры, деятельность которых не ограничивается местным (общинным), а имеет региональное и даже общенациональное значение. Если деятельность организационных структур ограничивается рамками данной общины, то она рассматриваятся как община с малым потенциалом. Общин со средним потенциалом при классификации по этому подкритерию нет.

Классифицируя общины по этому подкритерию, мы видим, что только армянская евангелическая община Ливана соответствует критериям общины с большим потенциалом. В Бейруте находится офис Союза армянских евангелических церквей Ближнего Востока. Исходя из этого обстоятельства, можно сказать, что столица Ливана является центром армянского евангеличества Ближнего Востока.

В Бейруте действует также единственный вуз Диаспоры – университет Айказян. Несмотря на то, что университет является евангелической структурой, независимо от конфессиональной принадлежности туда приходит учиться армянская молодежь не только из Ливана, но и из около 20 стран. Более того, университет, помимо общенационального значения, имеет статус международного образовательного учреждения, поскольку сюда приезжает учиться также молодежь других национальностей, составляющая около половины студенчества вуза. А издаваемый университетом арменоведческий журнал «Айказян» – одно из самых авторитетных арменоведческих изданий.

Структурами регионального значения являются также находящиеся в Бейруте Христианский союз армянских евангелических церквей Сирии и Ливана и богословская семинария Ближнего Востока.

Деятельность организационных структур армянских евангелических общин других стран – Сирии, Турции, Ирана и Египта – имеет местное (общинное) значение.

Выводы

Обобщая анализ армянских евангелических общин Ближнего Востока по отдельным подкритериям, можно выстроить их рейтинг в соответствии с потенциалом. На основе шести подкритериев общины были классифицированы как общины с большим, средним и малым потенциалом. Соответственно, общинам с большим потенциалом можно дать 3, со средним – 2 и с малым – 1 балл. По этой логике, общий балл потенциала армянских евангелических общин отдельных стран колеблется в пределах 6-18 (18 баллов показывает максимальный потенциал, по всем подкритериям имеющие большой потенциал общины, 6х3, а 6 баллов – минимальный потенциал, по всем шести подкритериям общины с малым потенциалом, 6х1).

Соответственно, общины с 6-9 баллами считаются общинами с малым, с 10-15 баллами – со средним и с 16-18 баллами – общинами с большим потенциалом.

Как показывает рейтинг, общинами с большим потенциалом считаются армянские евангелические общины Ливана и Сирии с 18 и 16 баллами соответственно. Армянские евангелические общины Ирана и Турции с 12 и 10 баллами соответственно считаются общинами со средним, а армянские евангелические общины Ирака и Египта с 8 и 6 баллами соответственно – общинами с малым потенциалом (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация и рейтинги армянских евангелических общин Ближнего Востока (согласно их потенциалу)


1 Хотя Союз Армянских евангелических церквей Ближнего Востока охватывает также армянские евангелические общины Греции и Австралии (см. http://www.uaecne.org/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=3&Itemid=6), в данном исследовании мы руководствовались чисто географическим принципом и рассмотрели только армянские евангелические общины стран ближневосточного региона.

2 Следует отметить, что понятия «большой», «средний» и «малый» потенциал относительны и применимы только к армянским евангелическим общинам Ближнего Востока.

3 Հայ սփյուռք հանրագիտարան, Երևան, Հայկական հանրագիտարան հրատարակչություն, 2003, с. 185 (Энциклопедия Армения – диаспора – Ереван: Издательство армянской энциклопедии, 2003, с. 185, на арм. яз). Tessa Hofmann, Armenians in Turkey Today: A Critical Assessment of the Situation of the Armenian Minority in the Turkish Republic, Bruxelles, 2002, p. 9.

4 Акопян А., О чем молчит Адана, Ноев Ковчег, № 01, январь, 2010.

5 Մանուկյան Մ., Իրանահայ գաղթօջախի առօրյան, Երևան, 2000, с. 40 (Манукян М., Будни армянской общины Ирана – Ереван, 2000, с. 40, на арм. яз.).

6 Более подробно см. Հովյան Վ., Իրանի հայ բողոքական համայնքը, Глобус: Национальная безопасность, 2010, # 5, с. 33 (Овян В., Армянская протестантская община Ирана. Глобус: Национальная безопасность, 2010, # 5, с. 33, на арм. яз.).

7 См. AMAA Directory 2012: Armenian Evangelical Churches, Institutions, Organizations, Pastors and Christian Workers Worldwide http://www.amaa.org/Directory for website.pdf.

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же.

«Глобус» аналитический журнал, номер 10, 2012

Возврат к списку
Другие материалы автора