• am
  • ru
  • en
Версия для печати
07.02.2013

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА В ТУРЦИИ

РускийEnglish

   

Ваграм Овян
Старший эксперт НОФ «Нораванк»

Конфискация имущества христианских общин являлось одной из составляющих проводимой в Турции на государственном уровне политики преследования и давления в отношении национальных и религиозных меньшинств. С 1936г. в Турции государство стало экспроприировать имущество религиозных меньшинств уже по особому закону. Усилия, предпринимаемые по возвращению потерянного имущества, до последнего времени не давали желаемого результата.

Тем не менее в последнее время заметны некоторые положительные тенденции в вопросе защиты прав национальных меньшинств в Турции, в том числе в вопросе возвращения церковного имущества. Это связано с международным давлением. Как известно, одним из предусловий членства Турции ЕС считает улучшение положения религиозных меньшинств в этой стране, что подразумевает также возврат экспроприированного церковного имущества. США также, исходя из политических соображений – то есть возможности оказывать давление на Турцию по тому или иному вопросу – время от времени выдвигают вопрос соблюдения прав христиан, в том числе возвращения конфискованного имущества. В этом плане примечательна 306-я резолюция, принятая 15 июня 2011г. Палатой представителей Конгресса США и призывающая Турцию «вернуть своим законным хозяевам все христианские церкви и другие места поклонения, монастыри, школы, больницы, памятники, реликвии и другое церковное имущество, в том числе движимое – произведения искусства, рукописи, церковную утварь и пр.»1.

Поддавшись международному давлению, турецкие власти в августе 2011г. приняли закон о возвращении экспроприированного церковного имущества, что вызвало широкий резонанс в прессе. После принятия закона прошло много времени, однако религиозные меньшинства Турции не могут похвастаться серьезными результатами в вопросе возврата принадлежащего им имущества. Этого времени достаточно, чтобы проанализировать препоны, связанные с возвращением экспроприированного имущества, а также спланировать дальнейшие действия.

Препоны, связанные с возвращением имущества

Несмотря на принятие закона, на деле есть ряд преград, существенно затрудняющих возвращение экспроприированного церковного имущества. Их можно разделить на правовые и политические.

В правовой плоскости преградами для возвращения церковного имущества в основном являются:

1. Временное ограничение. Закон предусматривает возврат религиозным меньшинствам имущества, конфискованного только после 1936г. Тогда как экспроприация имущества религиозных меньшинств имела место не только после 1936г. Более того, религиозные меньшинства лишились имущества в основном в предшествующий период, в годы погромов и геноцида. Именно тогда армяне (адепты ААЦ, католики и протестанты), понтийские греки, ассирийцы и все остальные потеряли большую часть принадлежащего им церковного имущества. После 1936г. государство конфисковало только имущество, приобретенное после этого года. Это означает, что даже в случае полноценного задействования закона религиозные меньшинства смогут вернуть лишь малую часть потерянного имущества.

2. Вопрос правового статуса церквей. На сегодня правовой статус в Турции имеют только Армянская Апостольская церковь, Греческая Православная церковь и евреи. А другие де-факто существующие христианские общины – Римская Католическая церковь, Армянская Католическая церковь, протестантские общины, в том числе Армянская Евангелическая церковь, арабы-христиане, ассирийцы – официально не признаны государством. Хотя государство признает факт их существования, тем не менее, отказывает им в получении правового статуса. Даже Римская Католическая церковь, несмотря на усилия Ватикана (дипломатические отношения Ватикана и Турции имеют более чем полувековую историю)2, до сих пор не смогла получить юридическую регистрацию в Турции.

Отсутствие правового статуса значительно ограничивает возможности деятельности непризнанных общин – в данном случае в вопросе возвращения отнятого у них имущества.

Применительно к армянской общиной Турции это означает, что такую заявку государству может представить только Армянская Апостольская церковь.

3. Ограниченность сроков. На представление заявок религиозных меньшинств для получения обратно принадлежащего им имущества законом предусмотрен 12-месячный срок3. Учитывая то обстоятельство, что составление заявки – довольно сложный и длительный процесс, связанный с множеством расчетов и приобретением и уточнением документов, понятно, что этого срока недостаточно для надлежащего составления заявок и возвращения церковного имущества.

4. Имущество уже продано. Часть экспроприированного имущества турецкое правительство в свое время продало частным лицам. Для таких случаев закон предусматривает выдачу компенсаций религиозным общинам4. Однако трудно сказать, насколько эта компенсация будет адекватной и позволит полностью восстановить нанесенный ущерб.

Из политических препятствий в основном можно выделить два:

1. Бюрократические препоны. Религиозные меньшинства в вопросе возвращения принадлежащего им имущества зачастую сталкиваются с серьезными бюрократическими препонами, что существенно препятствует реализации принятого закона.

2. Политические спекуляции. Турецкая сторона мотивирует выполнение своих обязательств в отношении христианских меньшинств решением проблем мусульманских меньшинств в соответствующих странах, что дополнительно затрудняет и без того сложную и запутанную ситуацию. Например, обещанное турецким правительством открытие греческой богословской школы на острове Халки (близ Стамбула) министр Турции по вопросам ЕС Эгемен Багыш связал со встречными шагами греческих властей по улучшению положения мусульманских меньшинств5.

Вышеупомянутые правовые и политические препоны делают очевидным формальный характер принятого турецкими властями закона. На самом же деле они проводят политику приобретения в мире репутации демократической страны, а не восстановления попранных прав религиозных меньшинств.

Именно поэтому религиозные общины Турции смогли зафиксировать незначительные успехи в деле возвращения принадлежащего им имущества. Турецкое правительство вернуло лишь часть имений армянскому Константинопольскому и греческому Патриархату6. Таким образом, вопрос, безусловно, нельзя считать решенным, так как «есть тысячи экспроприированных церквей (армянских – В.О.) и принадлежащие общине имения на всей территории Турции, которые должны быть возвращены законным хозяевам»7.

Перспективы межцерковного сотрудничества

Несмотря на трудности, связанные с воплощением закона в жизнь, он, тем не менее, открывает определенную перспективу как для Армянской Апостольской, так и для Католической и Евангелической церквей с точки зрения возвращения экспроприированного имущества. Католикосат Великого Дома Киликийского уже начал прилагать усилия с целью возвращения принадлежащих ему имений.

Для достижения успеха в этом вопросе большое значение имеет межцерковное сотрудничество, которое может быть двух уровней – внутринациональным и межнациональным.

  • Внутринациональное сотрудничество предполагает межконфессиональное сотрудничество между Армянской Апостольской, Католической и Евангелической церквами (кажется, они осознают это). Поскольку вопрос имеет не только религиозный, но и юридический и политический подтекст, целесообразно вовлечь в это дело также действующие в Диаспоре армянские традиционные партии. В этом плане не случайным было заявление католикоса Великого Дома Киликийского Арама Первого по поводу возвращения принадлежащего христианским церквам имущества8: «Католикосат Великого Дома Киликийского, Армянская Католическая и Евангелическая церкви и наши партии должны в ближайшее время совместными усилиями подготовить рабочую программу»9.
  • Межнациональное сотрудничество предполагает сотрудничество с другими христианскими меньшинствами Турции – Греческой Православной церковью, арабами-христианами, ассирийцами, Римской Католической церковью, с протестантскими церквами.

Внутринациональное и межнациональное сотрудничество между христианскими церквами с целью возвращения конфискованного церковного имущества может проявиться в следующих вопросах:

  • Борьба за продление сроков принятия заявок. Христианские церкви могут совместными силами бороться за продление закрепленного в законе 12-месячного срока принятия заявок,
  • Составление и представление заявок. Если даже совместное составление и представление заявок невозможно, то христианские общины могут хотя бы приложить совместные усилия и, помогая друг другу, составить заявки от имени отдельно взятых общин.
  • Правовая и информационная взаимопомощь. Не вполне разбираясь в сложной правовой системе Турции, отдельные общины не могут полноценно защищать свои права. Кроме того, вопрос возвращения церковного имущества связан с большим объемом информации, которой также отдельно взятые общины могут владеть не полностью, даже в таких вопросах, которые касаются лично их. Следовательно, правовая и информационная взаимопомощь (юридические консультации, обмен информацией и пр.) также имеет немаловажное значение с точки зрения повышения эффективности защиты их интересов.
  • Выполнение расчетов. Вопрос возвращения церковного имущества связан также с множеством (порой, сложных) расчетов. В этом вопросе различные церкви также могут помогать друг другу.

Полагаем, что для повышения эффективности совместных усилий в вопросе возвращения церковного имущества целесообразно формирование межцерковной рабочей группы, деятельность которой будет сосредоточена на осуществлении вышеупомянутых функций.

1 H. Res. Resolution 306 Urging the Republic of Turkey to Safeguard its Christian Heritage and to Return Confiscated Church Properties, June 15, 2011. http://www.atour.com/government/pdf/20110615-USCongress-BILLS-112hres306ih.pdf.

2 Дипломатические отношения между Ватиканом и Турцией наладились в 1960г. (Вильгельм Баум, Турция и ее христианские меньшинства, Ереван, издательство Ереванского государственного университета, 2010г., с. 163).

3 В Турции реализации закона о возвращении немусульманским религиозным общинам конфискованного имущества мешают бюрократические препоны, http://drevo-info.ru/news/11648.html.

4 Там же. Болгарской церковной общине в Стамбуле будут возвращены ранее конфискованные объекты недвижимого имущества, http://drevo-info.ru/news/11553.html; Турция вернет христианам и иудеям конфискованную собственность, http://drevo-info.ru/news/11330.html.

5 Открытие Халкинской богословской школы зависит от встречных шагов со стороны Греции, заявил турецкий министр, http://drevo-info.ru/news/12661.html.

6 См., например, там же: Турецкие власти начинают возвращать конфискованную недвижимость Константинопольского Патриархата, http://drevo-info.ru/news/12646.html; Турецкие власти вернули Константинопольской Патриархии здание школы в Галате, http://drevo-info.ru/news/12343.html.

7 Арут Сасунян, Как должна отреагировать Диаспора на инициативы сближения Турции http://www.noravank.am/arm/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6508&sphrase_id=17981

8 В заключительной речи на прошедшей 23-26 февраля 2012г. в Антилиасе международной научной конференции «Геноцид армян: от признания до компенсации».

9 «Аск», 2012, февраль, № 2, էջ 116.

«Глобус» аналитический журнал, номер 1, 2013

Возврат к списку
Другие материалы автора