• am
  • ru
  • en
Версия для печати
02.09.2016

ИННОВАЦИОННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ «СЕВЕР-ЮГ»: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕПЯТСТВИЯ

English

   

Самвел Манукян, к.соц.н.
27 июня, 2016г.

Проблемная ситуация

В Закавказье осуществляются два геоэкономических транспортно-коммуникационных проекта: «Север-Юг» и «Восток-Запад» (проект «Шелковый путь»).

В рамках транспортного коридора «Восток-Запад» Азербайджан имеет ключевую роль, а Армения фактически отстранена от проекта. В рамках этого проекта тандем Грузия-Азербайджан является стратегически. В фазе завершения находится строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс. Нет оснований полагать, что в обозримом будущем1 откроется железная дорога Иран-Джульфа (Нахичевань)-Ереван-Гюмри-Карс.

Железнодорожные компоненты проекта «Север-Юг» сегодня не закрыты. Однако находится в фазе реализации участок Астара (Азербайджан)-Астара (Иран)-Решт-Казвин железнодорожного проекта Россия-Азербайджан-Иран, в котором Азербайджан имеет ключевое значение.

Железная дорога Россия-Абхазия-Грузия-Армения-Нахичевань-Иран закрыта в двух звеньях и нет оснований полагать, что в обозримом будущем эта железная дорога откроется.

В фазе реализации находится автомобильная магистраль Иран-Армения-Грузия (с ответвлениями на Поти и Батуми). Эта магистраль включает Армению в интеграционный проект Иран-ЕС. Однако нет оснований полагать, что в обозримом будущем магистраль – как предполагается – будет продолжена в Россию. Этот факт имеет потенциал генерирования латентный напряжений между Арменией и Россией.

Таким образом, Армения исключена из сухопутных транспортных проектов ЕАЭС, а Азербайджан, имея в ключевую роль в обоих транспортно-коммуникативных проектах, повысит свою геополитическую цену в стратегиях союзников Армении – России и Ирана.

Формулировка политики

Для компенсации геоэкономического дисбаланса ролей основных трех закавказских республик необходимо расширить содержание концепции интеграции «Север-Юг» таким образом, чтобы в новом контексте Армения приобрела бы ключевую роль.

Для своей реализуемости новая интеграционная политика должна удовлетворять следующим критериям. Она должна быть созвучна:

  • Глобальным трендам и проблемам,
  • Стратегическим целям ЕАЭС,
  • Стратегиям развития Грузии как страны, которая сегодня «не вписывается» в интеграционный проект «Север-Юг».

Стратегия

Стратегией реализации вышеизложенной политики может стать инициирование инновационного интеграционного проекта Россия-Грузия-Армения-Иран.

Предпосылки реализуемости стратегии

  • Сформулированная стратегия соответствует трем перечисленным критериям. Следует особо подчеркнуть соответствие стратегиям развития Грузии, которая, за неимением каких-либо альтернатив, вынуждена вписываться в турецко-азербайджанский контекст, что вызывает недовольство как широких общественных слоев православно-христианской нации, так и ее интеллигенции, как «старой», так «новой», для которой унизителен статус страны, обслуживающей транзитную дорогу и живущей за счет дорожной ренты и западной помощи.
  • Армения – член ЕАЭС.
  • Армения имеет режим льготный торговый режим GSP+, что означает, что более 6 тысяч наименований товаров армянского происхождения будут экспортироваться в страны Евросоюза по нулевой или сниженной таможенной пошлине.
  • В высших управляющих органах ЕАЭС осознают исключительную важность инновационного развития, реализуются действия в этом направлении.
  • Отмена санкций в отношении Ирана.
  • Двустороннее стремление ЕАЭС и Ирана к сотрудничеству.
  • Возможность расширения конструктивных взаимоотношений с Грузией, что очень важно как для России, так и Грузии (непреклонная позиция Грузии в значительной степени результат слишком большой зависимости от Запада).
  • Специфической предпосылкой является значительный накопленный опыт Научно-образовательного фонда «Нораванк» по содействию восстановлению научно-технологического потенциала Армении.
  • Очевидно, что для начала реализации стратегии, необходима предварительная сравнительная оценка потенциалов инновационного развития России, Грузии, Армении и Ирана. Далее приводится попытка такой оценки.

Инструмент анализа

В качестве инструмента такой предварительной оценки использован Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index). Индекс разработан Европейской школой управления бизнесом и Всемирной организации интеллектуальной собственности. Использованы данные Доклада за 2015г.2 Структура Глобального инновационного индекса приведена на Рисунке 1. Индекс имеет четырёхуровневую структуру. Верхний уровень состоит из собственно индекса, двух субиндексов – субиндекс инновационных входов, который оценивает состояние и уровень факторов, которые определяют развитие инноваций, и субиндекс инновационных результатов, которые оценивают результаты инновационной деятельности (на рисунке в зеленных прямоугольниках).

Инновационная эффективность – это отношение субиндекса инновационных результатов на субиндекс инновационных входов.

Второй уровень состоит из семи компонент, пять из которых используются для вычисления субиндекса инновационных входов, а два – субиндекса инновационных результатов (названия компонент см. на диаграмме).

Третий уровень представляют субкомпоненты, которые используются для вычисления компонент. Каждая компонента вычисляется по трем субкомпонентам (названия субкомпонент см. на рисунке). Всего имеется 21 субкомпонент.

Четвертый уровень – это индикаторы, которые используются для оценки субкомпонент. Всего используются 79 индикаторов. Индикаторы подобраны из различных источников, в том числе из банка данных Всемирного банка, индексов качества управления Института всемирного Банка, индексов Doing Business, данных ООН, данных различных международных социологических опросов и т.д. На рисунке индикаторы не представлены3.

Основные результаты анализа

Проведён анализ данных первых трех уровней Глобального инновационного индекса. Рассмотрены соответствующие показатели для России, Грузии, Армении, Ирана, а также Азербайджана. Получены следующие основные результаты.

  • На всех четырех уровнях индекса лидером является Россия. Она на первом месте по трем из четырех показателей первого уровня, по четырем из семи показателей второго уровня, по восьми из 21 показателя третьего уровня и 39 индикаторам из 79 индикаторов (Таблица 1).
  • Второе и третье место разделяют Армения и Грузия. Армения имеет первое место по одному показателю на первом уровне (Грузия – 0), по 2 показателям на втором уровне (Грузия – 1), по пяти показателям на третьем уровне (Грузия – 4) и по 13 индикаторам (Грузия – 14).
  • Иран с достаточно большим отставанием на четвертом месте и несколько опережает Азербайджан.

Рассмотрение содержания показателей первого уровня и рангов стран по этим показателям (Таблица 2) приводит к выводам:

  • Все страны улучшили свои ранговые позиции в сравнении с 2014г., это означает, что в инновационных сферах существует конкуренция.
  • Армения лидирует по показателю инновационной эффективности, т.е. в Армении вложения в факторы развития инноваций приводят к наибольшей отдаче. Это основное конкурентное преимущество Армении.
  • Армения по всем показателям опережает Иран, т.е. адекватная политика армяно-иранских отношений в сфере инноваций имеет шансы привлечения иранского капитала в Армению.

Рассмотрение содержания показателей второго уровня и рангов стран по этим показателям (Таблица 3) уточняет выводы:

  • Оказывается, что Армения лидирует по компоненте креативных результатов, а по компоненте результатов знаний и технологий лидирует Россия, а Армения на втором месте.
  • Армения и Грузия конкурируют за лидерство по компонентам Институты и Уровню развития рынков. По первой компоненте лидирует Армения, а по второй – Грузия.
  • Россия лидирует по компонентам Человеческий капитал и исследования, а также по компоненте Инфраструктуры. По этим компонентам на втором месте Иран.

Дальнейшие шаги

Очевидно, что для разработки конкретных стратегий и действий необходимо провести содержательный сравнительный анализ ситуации в России, Грузии, Армении и Иране на уровне индикаторов с привлечением другой релевантной информации.

Для начала инновационной интеграционной стратегии также необходимы:

  • Поиск партнеров в России, Грузии и Иране, способные содействовать инновационной интеграции этих четырех стран.
  • Формирование банка данных (расширенный «Бизнес-каталог») инновационных предприятий малого и среднего бизнеса4 и инновационных идей Армении, с которыми Армения будет участвовать в инновационной интеграции.
  • Формирование с помощью партнеров подобной базы данных в России, Грузии и Иране.
  • Содействие в Армении формированию специализированных государственных, бизнес и ассоциативных структур заинтересованных в проведении маркетинга инновационной интеграции.
  • Идентификация в России, Грузии, Армении и Иране кластеров инновационной интеграции, многосторонняя оценка их потенциалов развития (силами экспертов в инновационных сферах), рамок и содержания их воздействия на экономику.

1 В статье «обозримое будущее» используется в смысле прогнозов стационарных политических и экономических процессов, из которых исключены сценарии геополитических форс-мажоров, способных коренным образом изменить геополитические ориентации шести закавказских республик.

2 The Global Innovation Index 2015, https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/gii-full-report-2015-v6.pdf.

3 Они доступны в Отчете The Global Innovation Index 2015.

4 Как показал опыт исследования в Армении, этот потенциал гораздо значительнее, чем может показаться после разрушительных 90-ых и сторнирующих в интеллектуально-профессиональном плане 2000-ых. См. Исследовательская программа по улучшению демографической ситуации в Армении: Демография, стратегия развития и технологии. (Вторая исследовательская группа). Министерство труда и социальных вопросов РА, UNFPA, Научно-образовательных фонд «Нораванк», Ереван, 2014, 217 с., (рукопись, на армянском языке).


Возврат к списку
Другие материалы автора